Кабмин снова надумал ограничить наценку на жизненно важные лекарства. Стоимость почти половины ассортимента обычной аптеки будет регулироваться государством. Фармацевты предупреждают, что это может привести к дефициту.
Новый проект постановления предполагает наценку не более 12% для оптовых закупок и 20% для розничных сетей. Минувшей осенью, когда принималось аналогичное решение, усмирить цены не удалось. Тогда же Кабмин создал новую госструктуру, призванную полностью контролировать рынок – а во главу службы поставили близкого к премьеру Геннадия Падалко. Президент, узнав об этом, решил вмешаться и насолить премьеру – и наценки, и новосозданную службу он отменил одним росчерком пера. Наценки исчезли, служба по-прежнему работает.
Размер списка имеет значение
Необходимость госрегулирования очевидна, против этого не возражают даже участники рынка. «Если будет ограничена цена на 300, 500 от силы тысячу препаратов, то и люди получат недорогие необходимые лекарства, и бизнес потеряет незначительно, – рассказал «24» руководитель одного из крупных дистрибьюторов фармпродукции. – Если в список попадет большее количество препаратов – это убийственно для рынка».
В планах правительства – ограничить цены на 2-3 тысячи наименований лекарств. «В списке будет 185 международных непатентованных названий – это более двух тысяч препаратов. Но пока это очень приблизительна информация, – говорит Константин Косяченко, замдиректора Департамента регуляторной политики Минздрава. – Мы не мешаем рынку, а сдерживаем рост цен, как это делают во всем мире. На бизнесменах, которые умеют работать, это не отразится».
Рынок поделят между лидерами
Бизнесмены подозревают, что у намерений Кабмина есть коммерческая подоплека. Введение наценки – способ отсеять мелких поставщиков и реализаторов. «Если повалится бизнес небольших компаний, их за бесценок начнут скупать лидеры рынка, – рассуждает председатель Николаевской фармацевтической ассоциации Елена Прудникова. – В нынешних условиях процветают монополии». У дистрибьюторов уже начались проблемы с изготовителями таблеток. «Иностранные производители с опаской работают с нашими поставщиками. Условия контрактов стали жестче, производители просят предоплату, а если дают лекарства в кредит, то втридорога», – добавляет Прудникова. Подобные условия могут выдержать только крупные компании. В свою очередь дистрибьюторы, зависящие от скачков курса доллара, не хотят давать аптекам товар на долгий срок реализации. Если раньше на реализацию отводили 40-150 дней, то сейчас острочка платежа для аптеки составляет 20-30 дней. Отсюда – убытки аптек и опасность дефицита.
Производители не выигрывают
Украинский производитель, вопреки ожиданиям, заработать на кризисе не сможет. «Объемы продаж импорта упадут, согласно прогнозам, на 30-40%. Чуть меньше, но тоже будут падать и продажи украинских медикаментов», – говорит Евгений Сова, коммерческий директор Борщаговского химфармзавода.
Тем временем Антимонопольный комитет продолжает расследование, начатое еще осенью. Тогда семь крупных поставщиков обвинили в сговоре – якобы под шумок растущего курса доллара они взвинтили цены. Во главе компаний, к которым стали присматриваться антимонопольщики, – «Оптима Фарм» Андрея Губского, брата крупного бизнесмена бютовца Богдана Губского, а также компании «БадЕм», «Альба Украина». На днях выяснилось, что в сговоре участвовали и другие поставщики – АМКУ обещает назвать их в скором времени. Поставщики сейчас уповают лишь на стабильный, пусть даже высокий курс. Тогда, говорят они, и цены стабилизируются.
Автор: Евгения Даниленко, «24»