Лариса Вышинская, Ирина Полищук, Инна Ковалив, газета «Новая»
Решение парламента обуздать цены на лекарства вот уже несколько дней вызывает стойкое ощущение дежавю: год назад подобным попыталось заняться правительство. К чему это привело, «Новая» тогда писала. Но для страдающих амнезией напомним: в октябре 2008 г. Кабмин издал постановление, ограничивающее наценки на продаваемые в стране лекарства. Результат превзошел все ожидания: лопнули, как натянутые струны, взаимовыгодные связи в цепочке «производитель — оптовик — аптека», за чем последовал лекарственный дефицит на аптечных полках, который особенно остро ощутили в наших больницах. Аптеки, оставшиеся без лекарств, из кожи вон лезли, чтобы не оставить людей хотя бы без самых необходимых препаратов, а фармзаводам, заваленным своей продукцией, пришлось дважды сокращать персонал — денег на зарплаты не было. За полгода ситуацию с горем пополам стабилизировали, а теперь на те же грабли наступает парламент.
Парламентский «креатив»
HДа что там какое-то правительственное постановление! Вот закон принять — это ж круче! Его, даже самый плохой, попробуй потом отмени: политическая воля, которая для этого требуется, девушка с характером, стоит дорого и все норовит куда-то спрятаться от народных избранников — пусть попыхтят, пока отыщут. А если без шуток, ровно три дня назад наш родимый парламент, озабоченный благосостоянием среднестатистического украинца, 242 голосами принял в первом чтении закон «О моратории на повышение цен и тарифов на лекарственные средства и изделия медицинского назначения».
Этим шедевром законотворчества на период финансового кризиса — до установления размера минимальной зарплаты и пенсий на уровне прожиточного минимума и до погашения задолженностей по выплате зарплат, стипендий и денежного обеспечения курсантов и учащихся — предлагается обуздать цены на все лекарства (как наши, так и импортные). Причем не просто обуздать, а наши регулировать централизованно, а на иностранные — установить на уровне лета прошлого года, т. е. фактически докризисные.
Понятно, что простому человеку, едва сводящему концы с концами, такая перспектива должна быть по душе. Видимо, на это и рассчитывали наши отцы народа, голосуя в зале Рады. Но неужели они думают, что люди у нас — просто тупое быдло? Ведь если разобраться, получим мы не изобилие дешевых и качественных лекарств, а их дефицит и продажу из-под полы, да еще и втридорога. Знакомый, который работает на одном из ведущих фармзаводов Украины, неделю назад заметил: мол, мы, слава Богу, только выкарабкиваться стали — за прошлый месяц первый раз за последний год дали полную зарплату, людей будем набирать, над разработкой новых препаратов работаем — не хочется, чтобы страна настолько зависела от оригинального импорта… Но, видимо, не суждено сбыться их радужным планам — об этом снова позаботились «наверху». А вчера вопросом, какой хороший антибиотик можно купить на зиму, озадачила соседка Марина Быстрая. Мол, все мои сотрудники в панике, говорят, лекарства сейчас и так дорогие, а тут еще цены постоянно ползут вверх. Вот они и бегают по аптекам, скупая самые необходимые препараты. «Я уже список составила, что надо купить, — доверительно поделилась она. — Главное, запастись самыми дорогими: антибиотиками, противогрибковыми, витаминами».
Аптечные реалии
Честно говоря, если лекарства перейдут в разряд дефицита, многим людям не позавидуешь. «У меня постоянно прыгает давление, — делится с «Новой» винничанка Галина Евчук. — И помогает только диротон: если не принять таблетку с утра, к вечеру вызов скорой гарантирован. Но если еще месяца четыре назад упаковка стоила 45—50 гривен, три недели назад — уже 70—75, а теперь — 85 гривен. И это еще не предел…»
Поэтому «Новая» на пороге простудного сезона решила разобраться, какова ситуация в аптеках. «Хотя на улице уже холодно, обычного для этого времени года ажиотажа нет», — говорит Екатерина Шарова, провизор одной из столичных аптек. В то же время наша собеседница отметила, что они уже ощущают не только нехватку иностранных препаратов, но и некоторых отечественных. Причем эту тенденцию в аптеке заметили еще месяцев пять назад. «А люди сейчас, — заметила она, — отталкиваются от стоимости, предпочитая импортным оригинальным более дешевые отечественные лекарства».
«Это на руку бизнесменам-нелегалам»
Петр БАГРИЙ, президент Ассоциации фармпроизводителей Украины:— Этим мораторием нас хотят обязать вернуться к ценам более чем годичной давности. Но с лета прошлого года курс доллара практически удвоился. Это не могло не повлиять на ценообразование лекарственных средств — их уже нельзя продавать по прежним ценам. Если президент не разберется в ситуации и подпишет закон, легальный оборот лекарств станет невозможным. Чем это обернется для граждан нашей страны, лучше даже не прогнозировать! Мы проанализировали динамику цен на рынке лекарств за последний год: в среднем даже отечественные подорожали на 28%, импорт — на 56%. Но наши препараты тоже имеют импортную составляющую, зависящую от валюты: сырье, упаковка, другие расходные материалы. За этот период росли также зарплаты и коммунальные платежи, никак не регулировались цены на энергоносители, дорожали другие виды продукции… Все это повышает себестоимость нашей продукции, поэтому нельзя фармацевтов превращать в заложников ситуации, заставляя их держать цены на определенном уровне. Если к нам не прислушаются, это приведет лишь к тому, что медпрепараты исчезнут из легального оборота. Могу сказать, что этот закон пролоббировал кто-то, кто занимается нелегальным оборотом лекарственных средств, а у нас, как в любом другом государстве, такие тоже есть.
С этим наблюдением согласна и Мария Проданюк, провизор аптечного ларька у одной из станций метро. «Сейчас и вправду нагнетается ситуация, — отмечает Мария, — но наши люди уже ко всему привыкли и стараются покупать лекарства в меру их необходимости. Даже обычно запасливые пенсионеры не спешат брать все подряд. Хотя в прошлом году в это же время у нас стояли очереди. Да и поставки пока вроде без перебоев». «Ажиотажа нет, потому что у людей нет денег!» — ставит жирную точку над «і» ее коллега из другой аптечной точки, киевлянка Елена Крот.
Но если в Киеве более-менее спокойно, все же игры вокруг фармотрасли не могут не накалять страсти. «У нас каждый день выстраиваются очереди за лекарствами: люди скупают все, от обезболивающих и противовирусных до антибиотиков, — сказали нам в одной из аптек в Борисполе. — Да и лекарства дорожают каждый день — мы не успеваем запоминать цены! А среди фармацевтов города ходят слухи, что с 1 ноября цены на медпрепараты чуть ли не утроятся! Вот и запасаются всем подряд: микстурами от кашля, витаминами, противогриппозными лекарствами, но-шпой и даже активированным углем!»
Примерно такая же ситуация и в регионах. «Пока что спрос у нас стабильный, — разъяснила одесский провизор Юлия Чиканчи, — да и выбор препаратов хороший, поставщики не подводят. Хотя за последний месяц лекарства подорожали где-то на 5%. Причем не только импортные, но и наши». А вот ее коллега из Донецка, провизор аптеки «Доброго здоровья» Николай Нифюна утверждает, что у них в городе спрос на лекарства вырос буквально за последние три дня: запасаются противовирусными, причем в равной доле как импортными, так и нашими.
Пока что нет дефицита снадобий и во Львове, о чем «Новой» рассказал заваптекой «Доброго дня» Сергей Матимук. Но он отметил, что допускать исчезновения импорта на данном этапе развития отечественной фармации нельзя: отечественные аналоги далеко не всегда могут достойно заменить иностранные препараты. А вот в еще выживших сельских аптеках (так и хочется написать «аптечках», столь скудный там ассортимент!) о дефиците говорят давно и настойчиво, и если власть имущие снова «уложат» фармотрасль, им первым не позавидуешь. «А до этого, если закон о моратории вступит в силу, недалеко, — уверяет руководитель Ассоциации фармпредпринимателей Николаевской и Херсонской областей Елена Прудникова, — потому что справедливую цену может поставить только рынок, и не может так быть, что одним страна позволяет жить по рыночным законам, а других держит на коротком поводке». Чтобы не оставить украинцев без лекарств, Европейская бизнес-ассоциация уже обратилась к президенту с просьбой ветировать данный закон. Так что слово — за гарантом.
Лекарства для ума
Первыми, пусть и негласно, запаниковали медики: кто, как не они, знает, что такой горе-мораторий может натворить немало бед! Эта популистская попытка парламента обуздать повышение цен на лекарства сразу же создаст их дефицит. В первую очередь импортных. А когда у наших фармпредприятий закончится сырье, которое они покупают за рубежом и за валюту, а не за родные гривни, то и отечественных. К тому же отечественная фармация еще не настолько впереди, чтобы мы могли полностью отказаться от иностранных снадобий.
Моя знакомая, известный невропатолог-рефлексотерапевт Ирина Бартош, заверяет, что в первую очередь исчезнут хорошие германские препараты, которые лечат неврологию, гормональные нарушения, радикулиты и остеохондрозы, грыжи, вегето-сосудистую дистонию (а ею страдает чуть ли не каждый второй украинец). Этот спектр лекарств (их сложно, а в отдельных случаях невозможно заменить отечественными аналогами) полностью «вылетит» с аптечных полок.
Вот и придется, если вы еще можете похвастаться относительным здоровьем, в случаях простуды заняться самолечением старыми добрыми бабушкиными средствами!»
Это все, конечно, может быть выходом, но как быть людям, страдающим тяжелыми хроническими недугами? Им-то что делать, господа депутаты? Понимаю, что вы трижды чихали на наши аптеки вместе с их пациентами и можете себе позволить лечиться-загорать за рубежом в шикарных клиниках! А что делать тем, кому такая лафа не по карману? Тем же гипертоникам, которые, не приняв таблетку, тут же коньки откинут? Или диабетикам (они без инсулина как без воздуха и не виноваты, что отечественный таков, что от него самого загнуться можно)?! И если у людей есть хотя бы мизерная возможность приобрести зарубежный аналог, то почему бы им ее не предоставить? Вот были бы еще лекарства для ума, возможно, и дела у нас в стране по-другому делались!
Есть вопрос
Что лучше: заморозить цены на медпрепараты и остаться без них или отпустить, но быть с дорогими лекарствами?
Поскольку ни правительство, ни парламент, принимая судьбоносные для страны решения, не привыкли интересоваться мнением народа, мы решили сделать это за них.
Наталия Толуб, молодая мама, 31 год:
— Сейчас на лекарства мы тратим около 5% семейного бюджета. А когда я была беременной, уходили все 40%! Последние полгода в аптеку практически не заходила, а пару дней назад просто ужаснулась: цены на препараты там выросли примерно на 40%. Тем не менее, я категорически против, чтобы исчезали импортные лекарства — наших для маленьких детей почти нет. Когда малыш болеет, отдашь любые деньги: главное, чтобы препарат можно было купить.
Петр Осипов, рабочий, 23 года:
— Я против удорожания лекарств, но вместе с тем должен быть выбор, чтобы каждый мог купить то, что ему максимально подходит как по деньгам, так и по качеству. Лично я на лекарства трачу где-то 3% от своих доходов.
Раиса Стояновская, пенсионерка, 71 год:
— К сожалению, своих препаратов у нас очень мало, и без иностранных многие просто не выживут. Потому должны быть как те, так и другие. Причем доступные для больных! Лично мне на таблетки пока хватает, хотя приходится тратить до 50% от пенсии.
Елена Козлова, почтальон, 44 года:
— У меня в месяц на лекарства уходит где-то 200 гривен, а мои старики тратят чуть ли не половину своей пенсии, причем стараются покупать те, что подешевле, и лишь иногда хорошие иностранные. Но такой мораторий — глупость: должны быть и дорогие, и дешевые препараты. А у нас подымают цены на иностранные препараты, а заодно и на наши. Недавно цитрамон стоил копейки, а сейчас уже пару гривен.
Роман Собчук, студент, 21 год:
— Слишком поднимать стоимость лекарств нельзя. Как нельзя и возвращаться к тому, чтобы препараты приходилось не покупать, а доставать. Главное, человек должен иметь возможность выбрать то, что ему больше всего подходит.