Александр Власенко, Юлия Пихновская | "Власть денег" Август 2009, (№233)
Сложности с регистрацией медицинских препаратов осенью могут привести к дефициту лекарств.
Зарубежные фармацевтические компании пригрозили украинским чиновникам, что покинут страну, если те не прекратят давление на их бизнес. Пока об этом публично заявила лишь американская Bristol-Myers Squibb, продававшая в Украине 25 наименований препаратов.
Но уже осенью ее примеру могут последовать еще семь иностранных игроков. А все потому, что Госинспекция по контролю над качеством лекарственных препаратов отказала в перерегистрации 800 медикаментов, по большей части — зарубежных. И те не нашли ничего лучшего, как помахать шашкой перед обывателями, напугав их грядущим подорожанием медикаментов. «Речь идет о больших известных иностранных компаниях, которые предлагают высококачественный продукт, — говорит Юрий Савко, исполнительный директор Ассоциации производителей инновационных лекарств. — Так, с уходом Bristol-Myers Squibb с аптечных полок пропадет несколько рецептурных препаратов кардиологической группы, антибиотиков широкого спектра и антиретровирусных препаратов».
Слишком сложно
С момента создания в сентябре прошлого года Гослекинспекция последовательно усложняет регистрацию медикаментов. Последней каплей для фармацевтов стало решение Кабмина об удлинении срока регистрации препаратов, принятое в конце июля с. г. «До недавнего времени в Украине действовала европейская модель регистрации препаратов, которая была признана международной общественностью как лучшая на постсоветском пространстве, — сетует Борис Даневич, сопредседатель Комитета по здравоохранению Американской торговой палаты. — Для выведения конкретного препарата на рынок этой моделью предусмотрен ряд процедур продолжительностью до 210 дней. Теперь этот срок может увеличиться еще на 80 дней». При этом вполне может сложиться такая ситуация, при которой действие старого регистрационного свидетельства на некий препарат закончилось, а новое — еще не получено. Поскольку ритмичность поставок лекарственных препаратов из-за кризиса и без того пошатнулась, потребитель рискует столкнуться со сложностями поиска отдельных медикаментов. Что, в общем-то, уже произошло. «На данный момент из-за придирок чиновников отказали в перерегистрации многим действительно нужным средствам, — негодует Елена Прудникова, представитель Комитета спасения фармацевтической отрасли Украины.— Например, некоторые инсулиновые препараты невозможно купить ни за какие деньги, их просто нет в аптеках. Сегодня я могу констатировать: дефицит лекарственных препаратов есть, а цены в аптеках выросли».
На спонтанность и нелогичность действий Гослекинспекции посетовали и в комитете по вопросам здравоохранения Европейской бизнес-ассоциации. «К примеру, за анализ импортируемой партии нужно заплатить 10 тыс. грн. Но количество упаковок в партии при этом во внимание не принимается»,— говорится в официальном ответе ассоциации, имеющемся в распоряжении «ВД».
Стоит отметить, что бюрократические новации касаются всех без исключения фармацевтических производителей. Но только зарубежные игроки вынесли сор из избы. Тогда как отечественные вообще отказываются публично обсуждать эту тему. А тем временем в Гослекинспекции не исключают, что следующим шагом может стать введение регистрации цен на лекарства, а потом, того и гляди, — установление НДС на лекарственные средства и изделия медназначения. Об этом заявил председатель Геннадий Падалко на коллегии Гослекинспекции 29 июля.
Запад нам не поможет
В самой Гослекинспекции подробно обсуждать данную проблему с корреспондентом «ВД» отказались. Но за них это согласились сделать фармацевты. «Услуги, которые должны предоставляться государством, перекладываются на коммерческие структуры, — возмущается Светлана Зброжек, член правления Фармацевтической ассоциации Украины. — Юридическое управление в составе Гослекинспекции теперь наотрез отказывается выполнять свои полномочия и предоставлять информацию. Вместо этого они почти переадресовывают в государственный центр (Государственный научный центр лекарственных средств и медицинской продукции — прим. «ВД»), где вы вынуждены заключать договор и оплачивать его сервис». «Счета за услуги центра составляют 200-2400 грн., — утверждает Елена Прудникова. — Естественно, эти траты будут включены в окончательную цену препаратов. Но получается, что предприниматели платят дважды. Сначала они платят налоги на содержание структуры, насчитывающей около 1600 людей. А потом — государственному центру за получение информации, которая раньше нам предоставлялась бесплатно».
Усложнение и удорожание вывода лекарства на рынок и контроля над ее качеством бьет по всем участникам рынка. Но иностранные производители, лишенные преференций в части государственных тендерных закупок или граничных уровней наценки на дешевые препараты, видимо, не захотели делиться рентабельностью своего бизнеса с чиновниками в новых условиях. «Для иностранных компаний нестабильность регулирования сферы здравоохранения и обращения лекарственных средств имеет огромное значение, — объясняет Борис Даневич. — Постоянная смена законодательства, властных полномочий и процедур заставляет иностранные компании задуматься о целесообразности своего пребывания в Украине и переходе на те рынки, где есть возможность работать более эффективно».
В Гослекинспекции справедливо указывают на то, что их задача — это введение препарата на рынок и контроль над его качеством. Вот только обеспечение системы здравоохранения нужными препаратами также является государственной задачей. А это предполагает действия, направленные на стабильное поступление фармацевтической продукции в Украину. Увы, ничего подобного в Украине сегодня не планируется. И потому прошлогоднее удорожание лекарств на 70% может показаться потребителю цветочками по сравнению с ценами этой осени.
Скромные достижения
За первое полугодие 2009 г. Гослекинспекция проверила 46,6 тыс. серий лекарственных средств, из которых 141 серия была признана не отвечающей требованиям. Что же касается борьбы с фальсификатом и подделками лекарств, то тут результаты еще скромнее. С начала года Гослекинспекция выдала 22 предписания о запрете некачественных и еще 24 — о запрете некачественных и фальсифицированных лекарств.
Поиск по этому блогу
пятница, 14 августа 2009 г.
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий