Поиск по этому блогу

понедельник, 7 сентября 2009 г.

Аптечный пунктик: стране грозит дороговизна и дефицит лекарств


Дежавю. В прошлом году фармацевты уже протестовали против попыток государства регулировать рынок. Теперь обещают забастовки и дефицит

Лекарства подорожают к октябрю не менее, чем на 30%. А если чиновники не станут меньше брать и воевать между собой, фармацевты устроят украинцам еще и дефицит


«В Украине 15 процентов населения уже ходит в аптеку на экскурсию. Лекарства дорожают, и покупают их всё меньше», – констатирует Виктор Чумак, директор Фармцентра Минздрава. Мало этого – фармацевты прогнозируют, что лекарства ещё прибавят в цене как минимум 30% в октябре. «Цены уже сейчас растут», – отмечает тенденцию г-н Чумак.

На дороговизну пилюль влияет не только кризис. Вот уже год государство жёстко контролирует рынок: ограничивает наценки, усложняет процедуру регистрации. Справиться с ценами пока не удалось, но вызвать раздражение у фармбизнеса, готового уйти на масштабную забастовку, получилось отлично. 

Лекарственное решение 


Первый скачок цен на таблетки произошёл прошлой осенью, когда доллар с пяти гривен подорожал практически до десяти. Цены выросли на 50, а то и 70%: помимо убытков, поставщики заложили в стоимость лекарств все возможные риски, то есть прогнозируемый устрашающий курс 15 гривен за доллар.

Раскусить пилюлю. Геннадий Падалко говорит, что государство должность знать, из чего складывается цена лекарств

Разобраться с ценами Кабмин доверил тогда новому органу – Госинспекции по контролю качества лекарственных средств во главе с Геннадием Падалко. 

Инспекция попыталась ограничить наценку почти на 8 тысяч препаратов. С боем сошлись на трёх – со стороны фармацевтов последовали забастовки под Кабмином и даже некоторый дефицит на рынке, напугавший многих украинцев.  

И вот теперь государство вновь взялось за фармацию, усложнив процедуру регистрации препаратов, и опять получился скандал: иностранные компании уже пригрозили Украине дефицитом лекарств. А всё потому, что по новой процедуре им не удалось получить регистрацию на восемь сотен своих препаратов. 

Если учитывать, что средний ассортимент аптеки – не более 3,5–4 тыс. наименований, то недостающие 800 существенно портят картину на прилавке. Фармацевты опять винят во всём Государственную инспекцию по контролю качества, а та готовит очередной сюрприз – регистрацию предельной стоимости препаратов. Это может случиться уже осенью.


«Государство должность знать, сколько стоят лекарства и из чего складывается их цена, – говорит Фокусу автор идеи Геннадий Падалко. – Реестр мы напечатаем и разместим в каждой аптеке для покупателей». Судьба этого решения сейчас зависит от Министерства экономики.

«Они опасаются дать отмашку, потому что не хотят ссор с фармацевтами. Да и выборы на носу, кому нужны непопулярные решения?» – добавляет Падалко.  


Фармацевтам они точно не нужны. «Процедура регистрации цены длится 45 дней. Каждый раз, когда будет меняться курс доллара, я вынужден буду её проходить. Мало того – это настоящая кормушка для чиновников: если наверху захотят, регистрацию я могу и не получить», – уверен Пётр Багрий, директор фармкомпании «Ганза» и президент Ассоциации фармпроизводителей Украины.

Отечественные фармацевты негодуют больше всех. Им, в отличие от иностранных, придётся подробно рассказать чиновникам, из чего складывается цена каждой пилюли. 

Плачевный результат благих намерений Госинспекции зафиксировать цены предрекает Виктор Чумак. «На фармрынке, как и везде, работает закон Парето – 20 на 80. Проще говоря, 80 процентов всех продающихся лекарств малорентабельны. И только 20 процентов дают прибыль. Как только начнётся регулирование всех цен, в том числе тех прибыльных 20 процентов, возникнет дефицит – просто выведут дешёвые препараты с рынка», – уверен глава Фармцентра Минздрава.

Миллионы из бумаги



Но штормы на рынке – результат не только нововведений, но и чиновничьих войн. Как стало известно Фокусу, чиновники с середины лета делят полномочия в этой сфере: инспекции и фармцентры борются за выдачу регистраций лекарств, инспектирование производств, нагружая бизнес не только новыми обязательными документами, но и тратами. 


К примеру, Госинспекция во главе с Геннадием Падалко вот уже полгода в добровольно-принудительном порядке устраивает фармацевтам платные услуги. Документы на оказание одной из них оказались в распоряжении Фокуса: согласно бумаге, прежде чем зарегистрировать лекарство в Фармцентре Минздрава, Госинспекция предлагает его поставщику оплатить инспектирование производства. По идее, это дело полезное, поскольку позволяет увидеть, в каких условиях производятся лекарства. «Вот только тарифы на него (от 16 тыс. гривен до 100–150 тыс. грн.) Кабмин не утверждал. В месяц регистрацию и перерегистрацию проходит порядка 250 предпринимателей, – говорит Елена Прудникова, глава Ассоциации предпринимателей Николаевской и Херсонской областей. – Вот и считайте: инспекция ежемесячно зарабатывает как минимум 4 миллиона гривен. Совершенно непонятно, куда идут заработанные деньги».




От инспектирования, впрочем, можно отказаться, но тогда проблемы возникают в аптеке, говорит источник Фокуса в фармбизнесе: «Госинспекция запрещает к реализации целые партии, ссылаясь на блёклую упаковку или невнятный шрифт. Аптека же, чтобы не лишиться лицензии, вынуждена быть стукачом – сообщать о препаратах, которые пришли без необязательной, но по факту решающей справки инспектора». 


Геннадий Падалко уверяет, что коррупционные схемы в его аудите узрел «какой-то воспалённый мозг», мол, всё честно и законно. «Даже оплатив такую услугу, 9 из 13 иностранных заводов недавно получили отказы, потому что не прошли наш контроль, – говорит он. – Все без разбору заводы не должны получать сертификаты. Почему, вы думаете, у нас на рынке 10–15 аналогичных препаратов? Потому что регистрируется всё подряд, полки аптек завалены. Мы же хотим отсеять недобросовестных производителей». Заработанные на аудите деньги, по словам г-на Падалко, идут на развитие фармсферы – зарплаты, налоги, лаборатории. 


Однако на какие бы полезные дела ни направлялись дополнительные взыскания с фармацевтов, все эти траты сказываются на цене лекарств, замечает в разговоре с Фокусом глава Комитета здравоохранения Верховной Рады Татьяна Бахтеева. 

Любопытно, что отсеиваются через добровольно-принудительную проверку только импортные производители. Но источники Фокуса уверяют: среди отечественных производителей лекарств вскоре тоже начнётся отсев. «Скоро все заводы, а их в Украине более 140, перейдут на новые стандарты качества GMP, а это приличные денежные вложения. Наверняка выживут не все», – говорит Пётр Багрий.

Повелители аптек 


Новые услуги предлагает государство и аптекам – это платные экспертизы для получения так называемого паспорта (соответствия помещения аптеки нормативам), без котрого нельзя работать. «А осуществляют их коммерческие фирмы той же правительственной Госинспекции и даже СЭС, – добавляет владелец нескольких аптек, попросивший не называть его имени. Он уверен: идёт зачистка рынка под чьи-то более крупные аптечные сети.


За последний год в Украине закрылось порядка 4 тысяч аптек, констатирует Пётр Багрий. Но тут же успокаивает: «Это не страшно, в Украине аптек в два раза больше, чем нужно». 

По информации Фокуса, в ближайшие несколько недель за «чрезмерное регулирование» рынка Геннадия Падалко попытаются снять с должности. Антилобби ему может обеспечить глава госкомитета по вопросам предпринимательской деятельности Александра Кужель, ставшая на сторону предпринимателей. Сам чиновник утверждает, что не боится лишиться кресла «короля фармрынка». Тем временем на его место могут претендовать бывшие руководители отрасли, близкие к Леониду Кучме и Николаю Азарову. В канун выборов эта должность даже могла бы стать одной из разменных монет в политических договорённостях. Впрочем, никакой передел фармдолжностей сейчас не гарантирует главного для потребителей – того, что цены на лекарственные препараты упадут. Или хотя бы не взлетят ещё выше. 

Евгения Даниленко, Фокус

Комментариев нет:

Отправить комментарий