Поиск по этому блогу

суббота, 1 ноября 2008 г.

Фармацевтический рынок: Игра не на жизнь, а на смерть

Сколько человек сможет прожить без пищи и воды, ученым давно известно, новый эксперимент по выживанию решило устроить наше правительство, чтобы узнать, сколько протянет среднестатистический украинец без лекарств. Кто-то посмеется и скажет: «Что за бред, наоборот, премьер-министр делает все возможное, чтобы максимально обеспечить народ доступными лекарствами». А кто-то серьезно задумается над тем, к чему же в действительности может привести недальновидная политика государства по регулированию цен на медикаменты?

Мировой экономический кризис наложил свой отпечаток на все сферы жизнедеятельности человечества, не обошел стороной никого: ни развитые страны со стабильной экономикой, ни развивающиеся государства, которые и без того время от времени лихорадит. Не успел украинский народ как следует погоревать над разваливающейся банковской системой, как его постигли новые неприятности - буквально за одну ночь выросли цены на лекарства. Правительство не могло остаться в стороне от народного горя и чтобы окончательно расставить все точки над «і» во всеуслышание заявило о том, что цены были подняты практически на 70%!!! Весть об этом облетела все округи, люди (даже те, которые по счастливому стечению обстоятельств давно не наведывались в аптеки) схватились за голову, страну охватила всеобщая паника. Кабмину необходимо было срочно отреагировать на происходящее, а поскольку времени на разбирательство особо не было, а действовать нужно было незамедлительно, премьер-министр созвала всех крупных игроков фармрынка и устроила им разнос, что называется, по первое число, то есть потребовала от «главных виновников» хаоса — дистрибьюторов и розничных сетей — привести свои цены к показателю первого октября, пригрозив за неповиновение расплатой, при этом даже не подумав докопаться до реальной причины происходящего. Это уже потом, после проведения проверок, ситуация стала несколько проясняться, и в результате оказалось, что цены-то взлетели не до заоблачных 70%, а, по заявлению заместителя председателя Государственной налоговой администрации Украины Наталии Рубан, на препараты украинского производства цены увеличились в среднем на 8% в оптовой торговле; в розничной - на 3%, препараты иностранного производства в среднем подорожали на 6% в оптовой и на 4% - в розничной торговле. Хотя, справедливости ради, нужно сказать, что данная информация не предавалась широкой огласке и по сути так и не была в полной мере донесена главному потерпевшему в этом деле — украинскому народу, который по-прежнему свято верит в нереальные 40-70%.

Фармацевтический рынок: Игра не на жизнь, а на смерть
Тем временем премьер продолжала борьбу с ветряными мельницами, наслав «кару небесную» на всех провинившихся в виде всевозможных и вездесущих проверок. «Продавцы лекарств», поверив обещаниям правительства обеспечить их долларом по курсу Нацбанка, стали снижать цены, соблюдая достигнутую договоренность с премьером. Но машина по наведению порядков была запущена на полную мощность и мало что могло ее остановить, спустя пять дней после первого премьерского нагоняя, было собрано очередное совещание, на котором Юлия Владимировна высказала свое «фе» работе проверяющих органов, которые, по ее мнению, так и не смогли навести порядки в ценообразовании. Никакие аргументы, приводимые в защиту участниками фармрынка, не брались во внимание, цель была одна — во что бы то ни стало привести цены к показателям первого октября. Импортеры оказались заложниками ситуации: с одной стороны — стремительно растущий курс доллара на межбанке, вынуждающий закладывать в стоимость товара дополнительные риски, дабы не оказаться через месяц у разбитого корыта, с другой — более чем серьезное намерение правительства сдержать подорожание медикаментов, с третьей — негодующий покупатель, которого, безусловно, можно понять, ведь цены растут на все без исключения, к тому же массовые сокращения поставили многих в условия выживания. В этой ситуации импортеры находятся и по сей день, а доллар тем временем продолжает свое разрушительное шествие, подминая все, что попадается ему на пути.

Импортеры, вынужденные устанавливать цену на свою продукцию согласно курсу доллара на 1 октября, покупают валюту для расчетов с зарубежными производителями по ныне действующему биржевому курсу, таким образом теряя на каждом долларе минимум 1 гривну, а значит на каждой тысяче долларов — тысячу гривен и т. д. Дистрибьюторы уже сегодня заявляют о колоссальных убытках, которые они терпят в сложившейся ситуации, и если регуляторная политика не будет в ближайшее время пересмотрена, мы вполне сможем стать пассажирами машины времени и перенестись в недалекие 90-е, когда на фармацевтическом рынке царил полнейший хаос. Но даже и это не самое страшное, что может постигнуть многострадальный украинский народ. С учетом того, что запас продукции на складах дистрибьюторов, как правило, рассчитан на 30 дней, аналогичный запас и в аптеках, при этом в нынешних условиях дистрибьютор скоро окажется в ситуации, когда ему не за что будет пополнить опустевшие стеллажи, через два месяца Украина вынуждена будет бороться с новой напастью — дефицитом лекарственных средств. А если есть дефицит, всегда найдется желающий на нем подзаработать, и вот тогда наценка в 70%, о которой так громко кричал г-н Падалко (глава Государственной инспекции контроля за лекарственными средствами — авт.), покажется детским лепетом. «Предприимчивые» украинцы, которым посчастливится запастись лишним блистером анальгина, с удовольствием помогут справиться с недугом своим соотечественникам за «символическую» плату - слово «спекуляция» снова войдет в активный лексикон наших сограждан. Причем гарантий качества таких препаратов вам никто не даст, и страну вполне реально может захлестнуть волна фальсификата. Как известно, беда на ходит одна, вполне вероятно, что Украина в начале весны (как раз когда опустеют такие стратегически важные для страны склады оптовиков) столкнется с очередным стихийным бедствием, и останется надеяться только на гуманитарную помощь, своими силами обеспечить население медикаментами в необходимом количестве государство не сможет по одной простой причине — госрезерв на это не рассчитан.

Дальше больше... Производитель, оказавшись в финансовом вакууме, в конечном итоге исчерпает свои запасы сырья (которое, к слову будет сказать, в основной своей массе импортируется из-за рубежа), а значит — остановит производство. Выйти из такого своего рода фармацевтического коллапса будет очень непросто, и что самое парадоксальное - основной удар придется как раз по тем слоям населения, интересы которых с таким рвением сегодня защищает премьер, внедряя ручное управление фармацевтической отраслью. Подобные популистские шаги правительства в преддверии предстоящих выборов нам хорошо знакомы, еще свежа в памяти злополучная «тысяча», дарованная с барского плеча, которую в итоге подчистую съела инфляция. Не ровен час, Украина снова окажется в подобной ситуации, когда в борьбе за электорат, определенные политические силы этот самый электорат поставят на грань выживания, оставив без медикаментов.

Сашко Ветров, ХайВей
30 октября 2008 20:21:20

Комментариев нет:

Отправить комментарий