Поиск по этому блогу

вторник, 26 мая 2009 г.

Лекарства взлетят в цене


24.05.2009, 17:12 // Лариса Вышинская, газета «Новая»

На днях парламент позаботился о незрячих людях — депутаты внесли изменение в закон «О лекарственных средствах», обязав фармацевтов размещать на упаковке основную информацию, нанесенную шрифтом Брайля. Трудно не согласиться, что они, как всегда, руководствовались благими намерениями. Как не поспоришь и с тем, что наши законодатели в очередной раз не удосужились разработать примерный механизм воплощения их благих намерений в реальную жизнь. Или хотя бы подумать, выполнимы ли они, да еще и в такие короткие сроки.

Справка «Новой»

Шрифт Брайля — рельефно-точечный шрифт для чтения слепыми, в основе которого — комбинация из 6 точек. Его особенность — текст пишется справа налево. Разработан Луи Брайлем — сыном французского сапожника, потерявшего зрение в 3-летнем возрасте. Луи Брайль использовал порядок букв латинского алфавита. Для обозначения, например, первых букв используются верхние и средние точки. Разные комбинации точек дают возможность писать не только буквы, но и цифры, а также математические, химические и даже нотные знаки.

Уже в январе следующего года на упаковках с лекарствами должны появиться их название, дозировка и форма выпуска специальным шрифтом, который могут читать незрячие люди. «За рубежом эта норма работает давно, так что это — абсолютно справедливое решение, — считает директор Республиканского дома звукозаписи и печати УТОС Петр Омельчук. — Посудите сами: как слепому человеку, даже если ему помогут в аптеке купить нужные лекарства, не перепутать их уже дома?! Вот я, например, перенес инфаркт и каждый день принимаю несколько препаратов… Как справиться с этой задачей семье, где незрячие — и муж, и жена?!» Аргументы, без сомнения, сильные. Но, наверное, стоит рассмотреть проблему с разных сторон.

Готовы ли полиграфисты наносить брайлевский текст? «Как перейти на новые требования, — растерялись на вопрос «Новой» на предприятии «Укрпол» (г. Стрый, Львовская обл.), — пока сказать сложно — будем думать». А вот в городке Золочив (тоже Львовщина) к такому шагу готовы. «Наше оборудование позволяет это делать — придется лишь включить на нем дополнительную опцию, — разъяснил директор ООО «Графопак» Валерий Кравчук. — Сейчас одна упаковка в среднем стоит 30 копеек, если будет наноситься еще и шрифт Брайля, это удорожит ее где-то на 1—1,5%. Но фармзаводы должны будут нам давать специальные формы с брайлевским текстом». На днепропетровском предприятии «Данар», выпускающем аналогичную продукцию, тоже считают, что вопрос решаем. А вот поднимется ли цена упаковки, сказать отказались, сославшись на конфиденциальность информации. Без восторга восприняли новшество и на киевской полиграфической фирме «Колорит».

Но что бы там ни говорили полиграфисты, повышения цен на лекарства не избежать. По самым скромным подсчетам, медпрепараты подорожают как минимум на 5%. Хотя в компании «Фармак» называют другую цифру — 30%. Только изготовление клише, по словам ее представителя, обойдется в среднем в 2—3 тыс грн. Стоит также учесть введение дополнительной должности специалиста, который будет переводить текст на шрифт Брайля и контролировать правильность выполнения работ. В еще одной украинской фармкомпании, «Артериум», отметили, что до января 2010 г. производителям придется внести изменения в регистрационные материалы по каждому из препаратов.

На минуточку — их зарегистрировано в стране 13 тыс. Считаем: для этой работы осталось 7 месяцев, в среднем по 30 дней. Итого — 210 дней. Это означает, что уже с 1 июня каждый день (!) нужно исправлять более 60 инструкций. Где взять специалистов-фармацевтов, владеющих, к тому же, еще и шрифтом Брайля? И даже если предположить, что они чудным образом вдруг появятся (УТОС обещает помочь, если к ним обратятся), успеют ли они за столь короткое время справиться с такой непростой задачей, ведь инструкция к лекарству — очень серьезный документ, где за каждую ошибку фармацевты несут ответственность?!

Простая арифметика

Кстати, сами незрячие, которым хочется самостоятельности в этом вопросе, отчасти понимают, что реализация этого законопроекта потянет за собой массу проблем. «Мы поддерживаем это решение, — говорит директор николаевского предприятия УТОС, выпускающего бумажно-картонную продукцию, Владимир Смолярчук, — но как производственник я понимаю, что любой текст, нанесенный шрифтом Брайля, очень объемный, и даже название, дозировка и форма выпуска лекарства — это очень много для упаковки: тут нужно искать компромисс…» Правда, в Киеве незрячие этим не озабочиваются: нужно — и точка!

Но тут возникает другой вопрос: а готовы ли они сами платить больше за то, чтобы на упаковке появились такие надписи? «А это не должно делаться за счет незрячего покупателя, — уверен Петр Омельчук, — дополнительную финансовую нагрузку должны взять на себя государство или, скажем, те, кто продает или выпускает лекарства…» Но аптеки сейчас едва сводят концы с концами, о чем «Новая» уже писала, так что им эта ноша не под силу.

Фармацевты, по логике, заложат эти дополнительные расходы в себестоимость препаратов и тоже будут правы. К тому же, по их подсчетам, ни 5%, ни даже 30% не обойдется — лекарства могут подорожать вдвое! Об этом говорится в письме Ассоциации фармпроизводителей на имя президента Украины. Мол, у большинства производителей упаковки нет нужного оборудования, а стоит оно в пределах 300—400 тыс евро. «К тому же, из-за специфической технологии сама упаковка сильно увеличится в размерах, — разъяснила замгендиректора по развитию Борщаговского химфармзавода Оксана Шестопал, — а на лекарства, выпускающиеся в блистерах, вообще нельзя нанести эти надписи!»

Когда я беру в руки калькулятор и начинаю просчитывать подобные «идеи» парламентрариев в цифрах, у меня сразу возникает вопрос: а наши законотворцы в школу вообще ходили или как?! Итак, людей с дефектами зрения в нашей 46-миллионной стране где-то 50-60 тыс. Из них полностью незрячих — около 20 тыс. Как думаете, все ли они владеют шрифтом Брайля? Понятно — не все. Тогда какой процент? На этот вопрос мне не смогли ответить ни в николаевском УТОСе, ни в киевском: эти подсчеты просто никто не ведет. Если в городах еще есть специальные школы для слепых и можно предположить, что люди таки его выучили, то в селах с этим сложнее. Предположим, что половина, или 10 тысяч, таки знают брайлевский шрифт. Это всего 0,02% от общего количества граждан Украины, под которых и пытаются «подогнать» всю страну.

О к… чем пекутся депутаты?!


Этот закон, принятие которого, с одной стороны, вроде как преследует своей целью облегчить жизнь незрячих людей, с другой, как видим, — определенно вносит суматоху в отлаженный механизм выпуска лекарств. Кому, спрашивается, это выгодно? Законопроект подала в парламент группа парламентариев из комитета ВР по вопросам здравоохранения. Это экс-министр здравоохранения, а ныне беспартийный нардеп Юрий Гайдаев, представляющий фракцию коммунистов. Известный профессор-гастроэнтеролог Вячеслав Передерий, который до своего депутатства благополучно лечил язвы желудка, а сейчас — беспартийный депутат из фракции БЮТ. И три регионала: еще один экс-министр, на сей раз семьи, молодежи и спорта, Виктор Корж, Григорий Маньковский и небезызвестный Валерий Коновалюк, который тоже каким-то образом затесался в профильный медицинский комитет, да еще и возглавил там подкомитет по вопросам планирования бюджетных программ и контроля за использованием денег.

Не знаю, как господа Маньковский, Корж и Коновалюк (хотя вполне вероятно, что у них там свой интерес есть), но вот что их единомышленники в этом вопросе господа Гайдаев и Передерий не разбираются в проблеме, мне поверить сложно. Тогда вопрос: почему эта доблестная компания решила заставить всю страну платить за лекарства дороже из-за двух сотых населения? Это что — так выглядит в их понимании социальная справедливость? А парламент не доглядел такую «петрушку» (или не захотел смотреть) и все это благополучно «схавал»… Как думаете, почему? Маленький нюанс: когда этот законопроект обсуждался в профильном комитете, возглавляемом тоже регионалкой Татьяной Бахтеевой, производителей пригласили далеко не на первое его заседание, когда фактически уже все было решено — без учета голоса фармацевтов.

Есть мнение, что этот ход сделан регионалами специально — чтобы зафрахтовать на будущие выборы незрячий электорат. Может, и так. Не моя сегодняшняя задача — искать лоббистов и выяснять, почему это им выгодно. Но, как утверждают злые языки, самые большие барыши могут быть у тех, кто станет монопольно наносить вдруг понадобившуюся информацию на упаковки лекарств. Кстати, платить больше придется и самим слепым, которые почему-то считают, что в данном случае этот дополнительный финансовый груз возьмет на себя государство. Но у него, родимого, есть аргумент железный — кризис. Перекладывать этот груз на плечи фармацевтов, у которых и так минимальная рентабельность и миллионные долларовые кредиты за оборудование, тоже не резон. Вот и думай после этого, о ком заботится государство, со всех сторон «закручивающее» народу гайки. А ведь, по мнению фармацевтов, выход найти можно: существуют специальные принтеры, которые печатают текст шрифтом для слепых. Можно, например, оснастить ими специальные аптеки, где провизор будет распечатывать нужную информацию для всех, кто в этом нуждается.

Комментариев нет:

Отправить комментарий