Поиск по этому блогу

четверг, 14 мая 2009 г.

Визин провоцирует слепоту, ренни разъедает желудок


13.05.2009, 13:26 // Оксана Ковтонюк, газета «Новая»

Визин провоцирует слепоту, ренни разъедает желудок. Все в мире покупаемо. И наше доверие тоже. Собственно, в отношениях «продавец — покупатель». И неважно, что вам хотят впарить, пардон, продать — принцип одинаков. Главное — хорошенько приукрасить продукт, который «толкают», растрезвонить о нем по всему миру, красивыми фразами забить баки, постоянно мелькать объектом перед вашими глазами, убеждая: если не купите — вы враг самому себе. Так продают автомобили, игрушки, одежду, еду и косметику.

Но как поступать и в какой набат звонить, если дело касается здоровья? Когда вам хотят навязать лекарство (тем более, дорогущее), действие которого приравнивается едва ли не к действию «живущої і цілющої» воды, а на поверку оказывается среднестатистическим медикаментом, коему грош цена в буквальном смысле? Итак, «Новая» идет разбираться с рекламой лекарств.

«А по телевизору же показывают!»

Реклама медикаментов в большинстве стран «за бугром» запрещена. Наверное, кто-то узрел в этом рациональное зерно. Действительно, зачем подсовывать потребителю лекарство, которое ему просто не показано? И наоборот, если надо пролечиться, врач сразу оговорит, какой препарат необходимо принимать. Казалось бы, все просто. Но мы по эту сторону «бугра». И рекламы соплеутирающих за минуту колдрексов, мезимов, делающих желудок железобетонным и нечувствительным ко всяким пищевым раздражителям, чудодейственных таблеток, превращающих вас в сексуального монстра, — немерено. Если вы телеман, лекарства так и лезут вам в глаза и уши с экрана, хотите вы этого или нет. То же касается газетных и журнальных страниц, да и радиоэфира. Аргумент вроде бы прост: не хотите — не слушайте, не читайте, не смотрите. Но это просто невозможно! Да и воздействия на подсознание внушением еще никто не отменил.

Словом, рекламные мифы о лекарствах следует разрушать. Чтобы не состряпать дешевую сенсацию, мы решили поступить честно. Методом слепого тыка выбрали пять препаратов из списка самых разрекламированных и послушали мнение самих врачей.

Ясный взгляд и... язва роговицы


Итак, визин. Устали глаза? Переработали за компьютером? Хотите иметь орлиный взгляд? Пару капель препарата — и желаемый результат достигнут. Это согласно рекламе. Как на самом деле?

— Препарат вреден для глаз — я даже не говорю о пользе, — аспирант кафедры нейрохиругии с курсом офтальмологии Ивано-Франковского медицинского университета Василий Капечук оказался категоричнее, чем ожидала «Новая». — И он далеко не подходит всем, как представляется в рекламе. Конечно, когда-то можно капнуть пару капель «на публику», чтобы снять усталость глаз после бессонной ночи или купания в нечистой воде. Но повальное употребление — зло.

По словам доктора, визин содержит адреналинообразные вещества, которые сужают сосуды, поэтому при его применении уменьшается приток крови к глазам, вот почему они становятся чистыми и ясными. Но это приводит и к другим последствиям.

— Визин, говоря медицинским языком, обкрадывает кровоснабжение, а значит, и питание роговицы. Если у человека коньюктивит (воспаление внутренней поверхности века) или кератит (воспаление роговицы) и глаза краснеют, в ход идет визин, чтобы снять покраснение. Эффекта нет. Дальше капают — эффект становится противоположным. Как следствие — пациенты приходят к офтальмологам с язвами роговицы, которые могут привести к слепоте.

Между тем рекламодатели об этом не предупреждают. Хотя производитель, по словам Василия Капечука, просто обязан знать о побочных свойствах визина, ведь без апробации продукт не выпускается на рынок. И тем не менее, компания, выпускающая капли, и в ус не дует.

Доскачет ли конек до цели?

Не воспринимают раздутую рекламу лекарств и сексопатологи — речь о препарате «Золотой конек», с помощью которого каждый мужчина способен стать чуть ли не Казановой (как обещает реклама).

— Этот препарат даже не стоит того, чтобы его комментировать, — говорит сексопатолог Игорь Судариков. — Не знаю, подчеркиваю, ни одного случая, чтобы «Золотой конек» помог. Пациенты, которые его принимали перед визитом ко мне, только руками разводят: эффекта — ноль. В медицинских кругах о «Золотом коньке» вообще не говорят как о препарате — это просто товар, вокруг которого разгорелась пиар-акция, чтобы его продать.
Сексуальное здоровье, отметил доктор, очень болезненная тема, поэтому пациенты хватаются за любую соломинку, чтобы вернуть себе мужскую силу. И преград никаких — подобные «чудо-лекарства» продаются в аптеках без ограничений.

— Во всем мире покупка медпрепаратов без рецепта запрещена. У нас же иначе: посмотрел телевизор — пошел и купил, — сетует сексопатолог. — И такая проблема касается не только стимуляторов потенции, но и метаболических, кардиологических, ферментативных препаратов. Из-за их приема без рекомендаций врача могут наступить «поломки» в организме, а пациенты даже не знают, откуда у них берутся болезни... Да все оттуда!

Непризнанная защита сердца


Сексуальное здоровье — важно, но не смертельно, посему «Золотой конек» можете принимать или нет. Чего нельзя сказать о лекарствах, которые назначают при заболеваниях сердечно-сосудистой системы, — без них не обойтись! Итак, под прицелом — пумпан, препарат, который обещает излечить ишемию, повышенное давление, сердечную недостаточность.

Кардиохирург Александр Бабляк был краток:

— Пумпан не признан мировым сообществом. Да и для этого нет никакой базы. Поэтому препарат пытаются успешно «толкнуть» на украинском рынке. Я даже не слышал, чтобы коллеги хоть когда-нибудь назначали это лекарство. Александр Дмитриевич объяснил «Новой»: существуют определенные схемы лечения заболеваний сердечно-сосудистой системы, так называемые препараты 1-го и 2-го порядка, но пумпан не числится ни в одной из них.По мнению доктора, с последствиями такой рекламы бороться тяжело — пациенты кидаются использовать все, что рекламируется, дабы обрести здоровье и покой для сердца.

«Помощники» желудка


Если сердце болит не у всех, то периодические проблемы с пищеварением одолевают каждого. Реклама мезима, регулирующего пищеварение, наводнила пространство. Помните телевизионный ролик? Потенциальный жених приезжает в гости к родителям девушки. За столом его «нагружают» испытанием: сьесть побольше «вареничків», иначе «не мужик». Мезим — тут как тут! «Новая» позвонила гастроэнтерологу Инне Тычине — оказывается, мезим действительно справляется со всеми возложенными на него обязательствами холить и лелеять наши желудки. Правда, регулярное применение таблеток рано или поздно приведет к привыканию — без мезима желудок не сможет переваривать пищу.

Но выписывать индульгенцию гастроэнтерологическим препаратам рано. Рекламодатели оторвались на аудитории, выпустив в люди рекламу ренни, обещающего избавить от изжоги.

По большому счету, ренни — это обычная сода, только со вкусом мяты, — поведала Инна Георгиевна. — Пациенты, которые принимали препарат, говорят, что поначалу боли в желудке и пищеводе исчезали, но потом снова наступал дискомфорт, ведь ренни не излечивает, а только снимает симптомы. Другая, невидимая сторона медали: сода сама по себе вызывает алкалоз — смещение рН желудочного сока в щелочную сторону, что нередко приводит к нарушению пищеварения и повреждению слизистой оболочки желудка.

Доктор Тычина поведала нам, что медицинские представители фирм, которые любят поговорить с врачами о лекарствах, даже не рискуют приходить с ренни к гастроэнтерологам — знают, какую реакцию вызовет их надуманный спич о высосанных из пальца чудодейственных свойствах препарата. Вот потому производители и бомбят рекламой ренни ТВ-пространство.

Ложка дегтя в бочке меда

Среди отпиаренных препаратов встречаются исключения — когда разрекламированное лекарство действительно помогает. Но это случается нечасто. Одно из приятных исключений — долобене-гель, постоянно мелькающий на экранах телевизоров.

— Долобене оправдывает ту рекламу, которая его поддерживает, — делится с «Новой» травматолог-ортопед Юрий Войтюк. — Врачи любят применять его при травмах.

Но, оказывается, и тут не обошлось без ложки дегтя в бочке меда. По словам доктора, препарат не поможет вам при воспалительных процессах мягких тканей, хотя об этом говорится.

— При воспалительном процессе долобене следует применять в сочетании с противовоспалительными гелями. А реклама об этом умалчивает.

Юрий Войтюк рассказал нам, что украинскими производителями выпускается «неизвестный герой» генерик-ситобене — аналог долобене. Вот только рекламировать его никто не спешит:

— Генерик-ситобене дешевле, чем долобене, раза в три, а эффект — тот же. Правда, о нем никто не знает, его нигде нет. Поэтому покупают долобене.

Отвечать должны все


Никто никого не заставляет покупать рекламированные лекарства. В итоге пациент сам виноват, ведь «бачили очі, що купували». И что же — ничего нельзя поделать с рекламой, которая спекулирует на доверии?

— Бороться можно и нужно, — утверждает юрист Василий Мирошниченко. — У потребителей есть юридическая возможность преследовать недобросовестных продавцов лекарств. Для возмещения ущерба вполне реально подавать иск и на СМИ, в которых идет реклама, ведь они тоже в роли продавцов и получают за это деньги. Другое дело, что потерпевшие никуда не обращаются, поэтому те, кто занимается реализацией и рекламой лекарств, чувствуют себя вольготно. Увы, в Украине не существует полноценного контроля над такой рекламой. Нужна более жесткая законодательная база, чтобы дергать и производителей лекарств, и их распространителей, и рекламодателей, в частности СМИ. Ведь они все в равной мере причастны к «проталкиванию» препарата на рынке.

ТВ ни при Чем?


Татьяна Ярун, юрист телеканала «1+1»:

— В Законе «О рекламе» говорится, что ответственность за ее содержание несет рекламодатель, поэтому телеканал никаким образом не касается того, что сказано в том или ином ролике, который ротируется в телеэфире. Мы не проверяем действия рекламированных лекарств. Ведь только лично использовав препарат, я могу знать, действительно ли он влияет на организм так, как об этом говорится в рекламе. Мы можем делать исключительно рекомендации: ваша реклама не соответствует Закону Украины «О рекламе». Телеканал несет ответственность только за правила размещения рекламного материала. Поэтому нас никоим образом нельзя привлекать к ответственности относительно рекламы лекарственных средств. Если препарат сертифицирован Министерством здравоохранения, мы не отвечаем за то, что он в действительности не лечит, а калечит.

Комментариев нет:

Отправить комментарий