Поиск по этому блогу

среда, 17 июня 2009 г.

Драгоценные пилюли


Лекарства продолжают дорожать. При этом употребление некоторых из них попросту опасно для здоровья!

«Трибуна» уже неоднократно затрагивала на своих страницах болезненную тему подорожания лекарств. Действительно, экономический кризис больно ударил по российскому фармацевтическому рынку. На первый взгляд главная проблема заключается в том, что около 80% всех лекарств, которые принимают россияне, наша страна закупает за рубежом, а большая часть остальных препаратов изготавливается из импортного сырья. Соответственно медикаменты, закупаемые за валюту, подорожали из-за падения курса рубля. Но этот процесс автоматически затронул и чисто отечественные медикаменты, поскольку производители и продавцы накручивают цены, пытаясь заложить в них различные риски, неизбежные в кризисной ситуации. При этом складывается впечатление, что они, пользуясь случаем, пытаются поживиться за наш с вами счет. Так или иначе, но счетчик неумолимо тикает.

Напомним, что уже в начале 2009-го даже наиболее оптимистично настроенные аналитики говорили о том, что к концу года медикаменты подорожают как минимум на 10–15%. Однако некоторые их коллеги называли менее утешительные цифры – 25–30%. И как показывает безжалостная статистика, пессимистические прогнозы оказались более верными и отчасти уже оправдались. Пик роста цен был зафиксирован в первом квартале 2009-го: впервые за последние годы подорожание лекарств превысило темпы инфляции! Так, по последним данным Росстата, с января по апрель текущего года рост цен на лекарства составил 18% по сравнению с декабрем 2008-го. Правда, в последнее время этот процесс несколько замедлился, что объясняется укреплением курса рубля. Так, если в апреле аптечные ценники подросли на 3,3%, то в мае только на 0,4%.

Но тем не менее общей плачевной картины это не меняет, и, как показывает мониторинг состояния отечественного фармацевтического рынка, расслабляться еще рано. По мнению ряда экспертов, наиболее востребованные препараты значительно опережают это среднее удорожание. В частности, по-прежнему наблюдается рост цен на многие виды лекарственных средств отечественного производства, как правило, наиболее популярные. А в ряде регионов России торговые надбавки на жизненно необходимые препараты превышают 100%!

Дело далеко не только в повышении цены производителями. Скорее, наоборот, «прирост» особенно заметен на пути попадания каждого конкретного лекарства с завода в руки (или прочие органы) непосредственного потребителя. Объясняется это значительным числом всевозможных перекупщиков, порой достигающим десятка и более. При этом каждый из них накручивает свой процент – в результате цены вырастают в разы. Особенно это заметно в таких крупных городах, как Москва и Санкт-Петербург. Так, по словам министра здравоохранения и социального развития Татьяны Голиковой, «серьезные всплески цен связаны не только с тем, что произошло удешевление рубля, но и с тем, что в субъектах Федерации устанавливаются достаточно высокие уровни торговых надбавок».

Необязательно быть большим специалистом – достаточно просто совершить экскурсию по аптекам, чтобы заметить, что здоровье нынче обходится куда дороже, чем раньше. При этом обращает на себя внимание не только рост цен, но и то, что зачастую ценники на один и тот же медикамент в различных аптеках здорово отличаются друг от друга, порой более чем в два раза!

Проблема в том, что у нас отсутствует единая система ценообразования, которая позволяет регулировать стоимость лекарственных средств и обеспечивать их доступность для пациентов. И надо сказать, что никакой «свободный рынок» здесь абсолютно ни при чем. Ведь в большинстве стран Западной Европы в любой аптеке один и тот же препарат продается за одинаковые деньги – просто таковы правила игры. У нас же пока заведен весьма запутанный порядок, согласно которому производители обязаны заявлять отпускные цены лишь на лекарства, закупаемые по госпрограммам (для больниц и льготников). Что касается коммерческого сектора, жизненно необходимые и важнейшие лекарства тоже вроде бы подлежат ценовой регистрации, но уже не обязательной, а добровольной. Вот только «добровольцев» находится мало – в результате отпускные цены регистрируются сейчас лишь на 20% препаратов. При этом завышает ли производитель «стартовую» стоимость своих лекарств или нет, никто, кроме него, не знает…

К счастью, государство выражает намерения положить конец сему ценовому беспределу, и процесс постепенно движется к установлению жесткого госрегулирования. Так, еще в марте 2009 года президент России Дмитрий Медведев предложил производителям медицинских препаратов озвучивать их реальную стоимость. По идее, это должно сделать цепочку ценообразования на медикаменты более прозрачной, ведь только декларирование оптовых цен производителем в совокупности с фиксированием отпускных цен на каждом этапе позволяют понять, сколько реально должен стоить тот или иной препарат. Пока же на фармацевтическом фронте полный туман...

Тем не менее первые шаги сделаны. В частности, Росздравнадзор приступил к мониторингу цен на медикаменты. Теперь, по крайней мере, у властей будет некоторое приближенное к реальности представление о ситуации реализации лекарств в каждом конкретном регионе. Но одно дело контроль за ценами, а другое – реальное влияние на их динамику. И здесь ключевые решения еще только готовятся. В частности, государство намерено ввести обязательную регистрацию предельных цен производителями и установить единые правила для расчета торговых надбавок.

А в начале июня Мин-здравсоцразвития России утвердило перечень лекарственных средств, цены и ассортимент которых в аптеках и медучреждениях будут жестко контролироваться. Согласно опубликованному на днях приказу Минздрава, Росздравнадзор займется мониторингом цен на лекарства в регионах, а Федеральная служба по тарифам при необходимости будет опротестовывать в судебном порядке неоправданно завышенные цены. В утвержденный перечень вошли более 130 наименований лекарственных средств, среди которых такие популярные в народе медикаменты, как кетамин, парацетамол, арбидол, альбумин, фолиевая кислота и иммуноглобулин. Будем надеяться, что это только начало!

Помимо мониторинга за ценообразованием Росздравнадзор будет проводить исследования рынка на предмет доступности препаратов для населения. В частности, в аптеках должен присутствовать широкий ассортимент лекарств как высокой и средней, так и низкой ценовых категорий. Главная цель всех указанных мер – сохранить доступность лекарств для населения, и это можно только приветствовать!

Но, к сожалению, сейчас не так уж важно, приобретаете ли вы дорогие лекарства или дешевые, – вы все равно не застрахованы от того, что не потратите ваши кровные на брак или фальшивку. Поэтому каждый клиент аптеки автоматически попадает в «группу риска». По сути, принимая лекарство, он играет в русскую рулетку: хорошо, если просто приобретает «пустышку», а ведь можно нарваться и на настоящий яд!

По оценкам Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), годовой оборот мирового рынка контрафактных лекарств составляет сейчас около 30 млрд долларов. При этом растет он поистине угрожающими темпами: согласно подсчетам аналитиков ВОЗ, к 2010 году его обороты более чем удвоятся и достигнут 75 млрд в американской валюте. Пока рынок поддельных лекарств не превышает 10% легального оборота, но это не должно никого успокаивать. За последние 40 лет фальшивые медикаменты убили более 200 тыс. человек! Для сравнения достаточно сказать, что за тот же период жертвами международного терроризма стали 65 тысяч. А сколько еще людей остались в живых, но нанесли ущерб своему здоровью или не смогли избавиться от тяжелых болезней?!

Конечно, распределение контрафакта по карте земного шара неравномерно. Так, на аптечных прилавках США и стран ЕС он не превышает 1% от общего объема реализуемых лекарств. Зато в беднейших регионах Латинской Америки, Юго-Восточной Азии и Африки доля фальшивых медикаментов достигает 30%. И, к сожалению, наша страна по этому показателю находится ближе к наименее благополучным. Впрочем, эксперты называют разные цифры, что неудивительно: в России действуют более двух тысяч оптовых фармакологических компаний, контролировать деятельность которых весьма непросто. В большинстве развитых стран их количество исчисляется десятками. Поэтому одни эксперты считают, что доля лекарственного фальсификата в РФ не превышает 12%, другие – называют менее утешительные цифры – около 20%. Но и в том и в другом случае это, согласитесь, более чем достаточно!

В частности, недавно Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и со-циального развития выявила факты поставок за счет госбюджета в медицинские учреждения Белгородской области фальсифицированных лекарственных средств, в том числе в рамках реализации государственной программы обеспечения необходимыми лекарственными средствами (ОНЛС), на сумму более 2 млн рублей. И это, увы, всего лишь капля в море!

А самое страшное, что дело не только в фальсификате. Еще существует такая серьезная проблема, как производственный брак. На сегодняшний день у целого ряда производителей лекарственных средств отсутствует эффективная система контроля качества производимой продукции. Даже если на производстве и существует соответствующая служба, то она зачастую неудовлетворительно выполняет свои функции. Об этом свидетельствуют результаты проводимых Росздравнадзором проверок и данные, получаемые в результате деятельности системы фармаконадзора. При этом привлечь производителей к ответственности чрезвычайно сложно. Уголовные дела в данной сфере возбуждаются редко, разбирательства тянутся годами, а приговоры далеко не всегда бывают суровыми и адекватными.

Поэтому не вызывают никакого удивления данные Общественного совета по защите прав пациентов при Росздравнадзоре, согласно которым число жалоб по лекарственному обеспечению с момента начала финансового кризиса увеличилось примерно в три раза. Среди них особенно выделяются три группы: приобретение подделок, невозможность получить лекарство по льготному рецепту и необоснованный рост цен на медикаменты.

Не случайно сейчас многие эксперты говорят о необходимости введения жесткого госрегулирования на фармацевтическом рынке. Специалисты всячески приветствуют тот факт, что начало данному процессу уже положено, но при этом отмечают, что на пути создания действенных и эффективных механизмов нас еще ожидает немало подводных камней. Но их жизненно необходимо преодолеть – ради всех тех сотен тысяч больных, которые в настоящий момент оказались в весьма ще-котливой ситуации. Иначе каждый раз, принимая очередное лекарство, нам с вами придется рисковать не только собственным кошельком, но и здоровьем! Раньше воры с большой дороги требовали у своих жертв «жизнь или кошелек». Мы же, приобретая очередную дорогостоящую пилюлю, рискуем лишиться и того и другого, пока не будет дан укорот всем любителям накрутить запредельные цены на лекарства или подбросить в аптеки фальсифицированную продукцию. Ведь в идеале процесс лечения среднестатистического россиянина не должен угрожать ни его кошельку, ни тем более жизни!
Андрей ИЛЬИН
Трибуна

Комментариев нет:

Отправить комментарий