Из-за этого массово закрывались небольшие аптеки, особенно в сельской местности. В то же время сами предприятия загибались под тяжестью многомиллионных кредитов и как выход — при удобном случае продавались зарубежному инвестору (последний пример — завод «Фармак», о чем на прошлой неделе писала «Новая»). И вот еще один камень преткновения — новая система контроля снадобий, которая, с одной стороны, напрочь перечеркнула прежнюю (к слову, за годы независимости зарекомендовавшую себя лучшей на постсоветском пространстве), а с другой — практически связала отрасль по рукам и ногам. Результат не заставил себя долго ждать — уже совсем скоро украинцы не смогут отыскать в аптеках многих жизненно важных лекарств, а те, что останутся, не преминут в очередной раз подорожать.
«В аптеке я — частый гость, — делится с «Новой» 67-летняя пенсионерка Галина Петровна, жительница города Василькова, что в Киевской области, — и на собственном кошельке убеждаюсь, как сильно дорожают лекарства». Как, собственно, и остальная многотысячная армия наших пенсионеров — все они давно обременены «букетом» хронических хворей. «Послушаешь новости по телевизору — в повышении цен иностранные поставщики виноваты и нестабильный курс родной гривни, но почему тогда перебои с отечественными препаратами?» — справедливо интересуется Галина Петровна.
«А я из-за этих цен стараюсь ходить в аптеку реже, так что с кашлем борюсь проверенными народными средствами, а покупаю лишь корвалол и анальгин, — добавляет Екатерина Дмитриевна из Полтавы — тоже пенсионерка, которая, чтобы выжить, подрабатывает дворником. — Но вот почему украинских лекарств так мало, в толк взять не могу, ведь раньше наши фармзаводы управлялись без заморской помощи — и лекарства были…» Думаю, многие согласятся — полтавская пенсионерка попала почти в точку. И хотя понятно, что многие оригинальные препараты у нас не производятся, но украинская фармпромышленность предлагает дженерики (отечественные аналоги заграничных лекарств) вполне приемлемого качества. Только вот вскоре и они могут исчезнуть.
«В этом, — говорит Елена З., провизор одной из столичных аптек сети «Фалби», — скорее всего, виновато наше правительство — VIPы все не поделят между собой источники доходов, а до проблем простых людей им давно нет никакого дела. А больше всех страдают самые бедные…» Причем во всех регионах ситуация выглядит почти одинаково — люди, с которыми пообщалась «Новая» в самых разных областях, в унисон твердят — на лекарства денег не хватает. Но пока народ пожинает плоды регулирования рынка лекарств, в фармотрасли назревают новые неприятности.
Немногим ранее общалась с руководством одного из ведущих украинских фармзаводов. И не на диктофон услышала горькую правду: под шумок кризиса «верхушка» устроила банальный передел рынка, а чтобы провернуть его поудачнее, решили реорганизовать существующую систему госконтроля в сфере оборота лекарств, которая была создана ведущими специалистами отрасли и подчинялась Минздраву. А вот уничтожив ее одним росчерком пера, отладить новую, чтобы не сбоила, у реформаторов, видимо, не хватило знаний. Хотелось верить, что наверху таки осознают свою ошибку — и вернут все на круги своя. Ан нет! За пару месяцев ситуация однозначно усугубилась.
«То, что происходит сейчас в фармации, давно перешло критическую отметку, за которой может последовать настоящий коллапс, — призналась «Новой» член правления Фармацевтической ассоциации Украины Светлана Зброжек. — Осталась надежда на то, что общественность на этот раз не «проглотит» этой горькой «пилюли», а выступит против, иначе плохо будет всем». Собственно, а в чем же, кроме повышения цен, заключается это «плохо»?! «Если отдать отрасль на откуп вновь созданной Госинспекции по контролю качества лекарственных средств (Гослекинспекции), которая сделала нелегитимным процесс контроля качества медпрепаратов, — разъяснили фармацевты на очередной пресс-конференции, — лекарства не только продолжат повышаться в цене, но и станут пачками исчезать с аптечных полок, причем как импортные (многие иностранные компании покидают наш рынок — их отпугивает его нестабильность, один из примеров — компания «Бристоль-Майерс Сквибб»: с ее уходом у нас пропадут почти 25 кардиологических, антибактериальных и антиретровирусных препаратов), так и отечественные — уже сейчас не подали на перерегистрацию около 800 наименований медпрепаратов — и вскоре на рынке будет их вакуум».
«Эта структура, — рассказывает Елена Прудникова, представляющая Комитет спасения фармацевтической отрасли Украины, — будучи государственной, создала массу дочерних предприятий, уже коммерческих, — и фактически заставляет фармпредприятия сначала идти на поклон туда». Ведь для того чтобы любое лекарство попало на рынок, оно должно пройти процедуру регистрации, предусматривающую целый ряд самых разных экспертиз, каждая из которых стоит денежек — и немалых. Причем, отмечали участники пресс-конференции, система работает таким образом, что иногда — даже если все документы в порядке — вопрос проще решить через взятку, нежели законным путем — жаль потерянного времени. «А все взятки, равно как и возведенные в ранг законных проплат, — подключился к разговору исполнительный директор Ассоциации производителей инновационных лекарств Юрий Савко, — ложатся потом в цену снадобий — отсюда их периодическое подорожание». Но самый большой пробел новой системы — нарушение откатанной системы регистрации препаратов (к примеру, процедуру их регистрации продлили почти на 3 месяца), из-за чего украинцы не сегодня-завтра могут остаться без самых необходимых лекарств. А как думаете, если диабетика, сердечника или человека, страдающего иными хроническими недугами, оставить без нужных лекарств, что с ним будет?..
Хотелось бы задать этот вопрос руководству Гослекинспекции, однако связаться с ним по телефону не удалось. «Чтобы спасти ситуацию, — продолжает Светлана Зброжек, — нужно бить во все колокола!» За помощью — через открытое письмо — фармацевты обратились к правительству, а также направили его министру здравоохранения Василию Князевичу, в Госкомитет по вопросам регуляторной политики и предпринимательства и в представительство Еврокомиссии в Украине. Фармацевтическое сообщество страны, говорится в письме, чрезвычайно обеспокоено тем, что происходит в отрасли. Поскольку ни Гослекинспеция, ни Департамент регуляторной политики в сфере оборота лекарственных средств и продукции в системе Минздрава, на который была возложена функция непосредственной разработки правил и норм функционирования фармсектора (как раз тех правил игры, о которых упоминалось выше, вдобавок фармацевты считают, что сия структура хочет перебрать на себя функции Фармцентра Украины.— Авт.), за последние несколько месяцев не достигли в своей деятельности никаких успехов. Зато большинство инициатив этих структур — как в законодательной сфере, так и в их практической деятельности, — указывается далее в документе, — продемонстрировали попытку разрушить в целом прозрачную и работающую систему, а также продублировать функции учреждений МЗ Украины, которые действовали и эффективно функционировали до их создания.
Чтобы разобраться, кто же в этом виноват, и устранить проблему, правительству остается ответить на единственный вопрос: кому выгодно разрушение отечественной фармации?!
26.07.2009, 13:25 //