Торговцы лекарствами решили поймать немного рыбы в мутной воде. За считанные дни многие препараты подорожали на 40%. Фармацевты сетуют на меняющиеся курсы валют, но не исключено, что они решили снять сливки с «простудного» сезона, когда продажи медикаментов бьют все рекорды. Такие действия аптекарей вызвали резкое недовольство властей.
С больной головы
В начале прошлой недели лекарства в большинстве отечественных аптек подорожали сразу на 20–40%. По словам начальника отдела маркетинга сети «Аптека гормональных препаратов» Николая Степанова, откорректировать ценники их заставили новые прайсы поставщиков: сразу несколько крупных импортеров буквально в течение дня пересмотрели оптовые цены, поясняя их повышение ростом курса доллара.
Но розница и потребители оказались не готовыми к лечению по новым тарифам. И если в крупных городах фармацевты все же брали подорожавший товар, а некоторые даже попытались заработать на ажиотаже, выставляя по новым ценам старые запасы, то в небольших населенных пунктах были зафиксированы случаи, когда торговцы отказывались от дорогих препаратов, ссылаясь на то, что их будет проблематично продать. Возникшие прорехи в поставках вызвали панику среди потребителей, которые начали скупать лекарства ящиками.
После того как ситуацией заинтересовалась Госслужба лекарственных средств, работающая при Министерстве здравоохранения, аппетиты оптовиков снизились. «Курс доллара вырос на 10%, почему же медикаменты подорожали на 40%?» — выразил недоумение заместитель главы Госслужбы Константин Косяченко. И цены откатились в полном соответствии с вопросом чиновника с +40 до +10% по сравнению с докризисными. Параллельно профильное ведомство попросило расследовать эту ситуацию АМКУ. На минувшей неделе комитет заявил, что берет дело фармацевтов в разработку, причем планирует проверить всю цепочку продаж — от крупного и мелкого опта до розницы. А в пятницу подтянулась «тяжелая артиллерия» в лице Юлии Тимошенко, которая сообщила, что договорилась с продавцами о возврате цен на основные лекарства на уровень 1 октября. Эксперты признают, что государство имеет весьма ограниченные рычаги влияния на фармацевтический рынок. Минздрав может контролировать наценки лишь на определенный законом список отечественных препаратов, тогда как в других сегментах чиновники, скорее всего, ограничатся моральным давлением. Так что вовсе не факт, что в дальнейшем стоимость лекарственных средств не будет расти.
Коммерческий директор компании «Интерфарма-Киев» (оптовая продажа медикаментов) Инна Форина говорит, что они не пересматривали прайсы, поскольку расценили ажиотаж с ценами как временное явление. Однако она уверена, что объективные причины для повышения цен на рынке все же есть. «Дело в том, что при оформлении товара после таможенной очистки мы пересчитываем его стоимость в гривневом эквиваленте по курсу Нацбанка, тогда как для расчета с поставщиками покупаем средства на межбанковской валютной бирже. Поскольку курсы не совпадают, компаниям приходится закладывать разницу в отпускную цену продукции», — поясняет она. По мнению г-жи Фориной, на стоимости лекарств в ближайшее время скажется и недавнее ограничение НБУ расчетов по предоплате. «Многие фармацевтические компании США и Европы или поднимают цены, или ужесточают условия отпуска для дистрибьюторов, которые просят предоставить им отсрочку платежа, так что нашим оптовикам придется либо закупать препараты дороже, либо приостановить их поставки в страну», — говорит она.
Первые симптомы
Впрочем, как считает генеральный директор представительства компании Unipharm Inc Юрий Руденко, жалуясь на резкое удорожание валюты, оптовики несколько лукавят, ведь мировой фармрынок работает по системе предварительных заказов, минимальный срок выполнения которых составляет шесть месяцев. То есть медикаменты, которые продаются в Украине сейчас, были завезены как минимум несколько месяцев назад. Курс тогда был более чем привлекательным и не превышал 4,8 грн. за $1. «Поднимая цены сегодня, импортеры, скорее всего, пытаются застраховаться от будущих потерь, связанных с нестабильной экономической ситуацией в стране и в мире в целом», — резюмирует он.
Николай Степанов добавляет, что на руку оптовикам сыграло и начало «простудного» сезона, когда продажи лекарств традиционно увеличиваются в несколько раз. Почуяв прибыль, о возможном повышении стоимости препаратов заявили и отечественные производители, выдвинув в качестве аргумента необходимость закупать по новым ценам якобы резко подорожавшее импортное сырье.
«Рисовать» цены продавцам позволяет готовность украинцев тратить все больше средств на медикаменты. По данным г-на Руденко, ежегодная динамика аптечных продаж в нашей стране составляет порядка 30%, а в некоторых сегментах, скажем лечебной косметики и БАДов, объемы реализации растут на 40–70% за сезон. «Однако по мере снижения покупательской способности страсть украинцев к лечению иссякнет», — прогнозирует эксперт. И данная тенденция, по его словам, прослеживается уже с середины нынешнего лета. Если за июль–август денежная емкость сегмента лекарственных средств увеличилась на 23%, то в натуральном выражении их продажи упали на 9%. На лечебной косметике аптекари заработали на 75,6% больше, но в упаковках динамика оказалась менее впечатляющей и не превысила 40%. По БАДам цифры составили соответственно 74,1 и 36%. «В дальнейшем же спад будет еще существеннее, ведь если сэкономить на жизненно необходимых лекарствах не так просто, то отказаться от «необязательных» витаминов или шампуней смогут многие наши соотечественники», — полагает Николай Степанов.
По его мнению, изменение структуры продаж может кардинально преобразить аптечный рынок. Не исключено, что широко тиражируемый в последние годы торговый формат фармацевтических маркетов, которые делали ставку как раз на косметику и профилактические средства, окажется менее выгодным, чем рассчитывают инвесторы. Грозят существенно замедлиться и темпы развития аптечных сетей. Учитывая, что большинство крупных городов перенасыщены аптеками, продавцы в пылу борьбы за покупателя вынуждены будут снижать собственные наценки, которые на сегодняшний день остаются достаточно высокими и составляют от 30%. Правда, правительство на прошлой неделе заявило об ограничении надбавки 10% в опте и 25% — в рознице. По словам Юлии Тимошенко, на некоторые группы препаратов продавцы «накидывают» по 70–100%. Скорее всего, в краткосрочной перспективе перепуганные аптекари не будут «баловаться». Насколько же хватит регулятивного запала властей, покажет время.
Людмила Ксенз, "Деловая столица"
№42(388) от 20 октября 2008
Поиск по этому блогу
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий