Поиск по этому блогу

вторник, 28 октября 2008 г.

Административное лечение

Правительство взялось за ручное управление фармацевтической отраслью. Приход на рынок иностранных инвесторов ускорит процесс трансформации системы государственного обеспечения граждан медикаментами

Решение ограничить торговую надбавку на лекарства стало реакцией Кабинета министров на их резкое подорожание в аптеках страны в первой половине октября. Премьер Юлия Тимошенко заявила, что дистрибуторы подняли цены на основные медикаменты на 40–70% абсолютно необоснованно. В результате правительство решением от 17 октября установило ограничение торговой надбавки на 70% лекарственных препаратов, зарегистрированных в Украине. Теперь в рознице она не должна превышать 25%, в опте — десять процентов. Уже на следующий день Государственная налоговая администрация начала массовую проверку цен на лекарства в аптеках страны. В ходе ее выяснилось, что на самом деле в обозначенный период оптовики подняли цены на шесть-восемь, а розничные торговцы — на тричетыре процента. В основном их повысили крупнейшие импортеры, контролирующие более 60% розничного фармацевтического рынка.

«Регулирование цен на фармацевтическую продукцию мы считаем нормальной практикой, которая применима во многих странах. Однако нынешнее распоряжение правительства принималось второпях, без обязательного в таких случаях привлечения участников процесса — производителей и продавцов. Постановление Кабмина в своей основе не содержит никаких экономических расчетов торговой наценки. А заявления о семидесятипроцентном росте цен не имеют ничего общего с реальностью», — рассказал «Эксперту» исполнительный директор Ассоциации производителей инновационных лекарственных средств Юрий Савко. Видимо, осознав неадекватность принятых решений, 22 октября Тимошенко собрала за столом переговоров крупнейших дистрибуторов и владельцев аптечных сетей. В итоге было подписано соглашение, по которому участники рынка обязаны снизить цены на медикаменты до уровня 1 октября. В свою очередь правительство гарантировало производителям и импортерам льготные условия кредитования (какие именно, пока не ясно), а также освобождение от уплаты некоторых налогов (НДС на импортное сырье, акциза на спирт). Для дистрибуторов также упростили порядок конвертации иностранной валюты, о чем Нацбанк пока не сообщал.

Подстрахуй себя сам

Логика правительства ясна: дистрибуторы действительно с 1 по 15 октября повысили цены, что вызвало волну недовольства со стороны конечных потребителей. Но уже 18 октября многие компании их снизили. На формирование цены лекарственных средств влияют многие участники процесса — от производителя и поставщика сырья, завода готовых лекарственных форм до дистрибутора и аптеки. Украинские фармацевтические предприятия работают еще на закупленном по старым ценам сырье, поэтому пока не повышали стоимость лекарственных препаратов. Ее повысили импортеры и дистрибуторы, а вслед за ними и аптеки.

Отечественные дистрибуторские компании поставляют медикаменты в аптеки и больницы на условиях отсрочки платежа сроком на 30–75 дней (аптеки рассчитываются с оптовиками после реализации приобретенного товара). Их продуктовый портфель на 70% (в денежном выражении) сформирован импортными препаратами, закупка которых напрямую привязана к валютному рынку. При нынешних колебаниях обменного курса предприятия не знают, какой будет стоимость доллара или евро к моменту расчета. «Из-за отсутствия на украинском рынке механизмов хеджирования, инструментов защиты своих рисков дистрибуторы закладывают в оптовую стоимость товара прогнозируемый ими завышенный курс доллара», — говорит исполнительный директор Европейской бизнес-ассоциации (EBA) Анна Деревянко. В идеале оптовая компания могла бы заключить фьючерсный контракт с НБУ на покупку валюты. Тогда ценообразование стало бы более прогнозируемым. Но такой механизм в нашей стране отсутствует. Сейчас дистрибутор покупает валюту для расчетов с зарубежными производителями не по курсу Нацбанка, а по межбанковскому курсу, который еще несколько недель назад был около пяти гривен за доллар, а сегодня — почти шесть. «При таких обстоятельствах повышение цен на медикаменты было просто неизбежным. Дистрибутор должен зарабатывать. Если у него не будет денег, он не сможет закупать необходимое количество продукции и, соответственно, удовлетворять спрос конечного потребителя, что приведет к возникновению дефицита», — считает директор по проектам и стратегическому развитию дистрибуторской компании «Артур-К» Евгений Никушин.
Отечественным фармацевтическим компаниям необходимо усилить инвестиционную активность в сфере разработки новых, более совершенных лекарственных форм. Между тем компании, наоборот, оптимизируют затраты

Проблемы отрасли и пути их решения обсуждались на организованном институтом Адама Смита фармацевтическом форуме, который проходил в Киеве с 14 по 15 октября. По данным компании «Бизнес-Кредит», за последние несколько лет продукты питания дорожали в два раза быстрее, чем лекарства. «Почему сегодня на хлеб, на коммунальные услуги есть государственная компенсация, а на лекарства ее нет? Давайте подумаем, что важнее: качество лекарств, которое зависит от условий хранения и реализации, или наценка? Или нам всё равно, чем мы будет торговать?» — дискутировали на форуме участники. Действительно, к аптеке предъявляется множество лицензионных требований: к условиям хранения лекарственных средств, квалификации и образованию персонала и даже допустимой площади торгового зала. Всё это дополнительные затраты для дистрибуторов и торговцев.

Системные решения

Обеспечить лекарственную безопасность в стране правительство решило самым простым путем — ограничить рост цен, тогда как комплексное решение этой проблемы лежит в иной плоскости. Более 80% лекарственных средств украинцы покупают на собственные средства — у нас не практикуется, как в Европе, реимбурсация лекарств, то есть возмещение их полной или частичной стоимости. На долю государственных закупок приходится незначительная часть — менее 20%. К примеру, во Франции деньги за приобретение определенной группы лекарств государство возвращает непосредственно пациенту, в других европейских странах средства возмещают аптекам. «Если подобные механизмы запустят в нашей стране, возникающие сейчас между продавцами лекарственных средств и государством многие вопросы будут сняты», — убежден Евгений Никушин. Возмещение стоимости лекарств может быть как стопроцентным, когда стоимость препаратов покрывается за счет государственных фондов или страховыми компаниями, либо частичным, когда пациент может доплачивать, выбирая более дорогостоящее лекарство.

Для внедрения системы реимбурсации необходимо утвердить единые стандарты лечения и формулярную систему — на этом будут основываться все дальнейшие расчеты. В формулярах указывается перечень лекарственных форм (действующее вещество) для лечения того или иного заболевания. В Украине единых стандартов лечения, которые должны быть утверждены Кабмином, сейчас нет. «Кроме того, на фоне бюджетных ограничений и высокой стоимости медикаментов в стране не развивается система рационального применения лекарственных средств. Около тридцати-сорока процентов назначаемых врачами препаратов — лишние», — считает директор по исследованиям и разработкам корпорации «Артериум» Владимир Сур.

«В этом году в Государственной службе по контролю качества лекарственных средств при Министерстве здравоохранения Украины разрабатывался пилотный проект по реимбурсации инсулина. Он предусматривал изменение финансирования государственной программы лечения сахарного диабета — переход от госзакупок лекарств к системе реимбурсации. Проект должен был стартовать с 2009 года, однако сейчас все работы приостановлены. Госслужба расформирована, а новая структура отложила эти наработки», — рассказала «Эксперту» исполнительный директор комитета здравоохранения EBA Марина Бучма. На этом опытеможно было бы отработать систему компенсации стоимости для всех групп жизненно важных препаратов.

Производители пока держатся

Повышение цен коснулось в основном только импортных медикаментов. Отечественные производители пока отпускной стоимости не поднимали. Однако наши фармзаводы тоже зависят от импорта, поскольку почти все субстанции (основу для производства готовых лекарственных форм) они покупают за рубежом. Субстанции формируют основную (50–70%) часть себестоимости конечного продукта.

«Негативные последствия экономического кризиса на пищевой, фармацевтической и телекоммуникационной отрасли отразятся в меньшей степени. Спрос на фармацевтическую продукцию будет всегда довольно высоким», — считает руководитель службы по связям с общественностью корпорации «Артериум» Владимир Гайдаш. И всё же производителям есть о чем беспокоиться. По данным компании SMD, с января по сентябрь 2008-го рынок вырос на 26%, достигнув объема 2,8 млрд долларов. В то же время в физическом выражении производство лекарств за этот период даже снизилось (на 0,11%), составив полтора миллиарда упаковок. То есть рынок рос за счет удорожания лекарств, в частности, из-за повышения продаж более дорогих препаратов. Из двадцатки лидеров торговых наименований лекарственных средств (по результатам розничных продаж) только пять показали в августе положительную динамику, то есть реальный количественный рост. Остальные, на долю которых приходится четверть рынка, остались в минусе. Это значит, что старые, давно известные препараты отечественного производства (такие, как корвалол, настойка и таблетки валерианы, валидол, цитрамон и анальгин) теряют свою прежнюю популярность, их заменяют более эффективные и дорогостоящие аналоги.

Отечественным предприятиям необходимо усилить инвестиционную активность в сфере разработки новых, более совершенных лекарственных форм. Между тем компании, наоборот, оптимизируют затраты. «Сейчас наша компания будет очень осторожно подходить к инновационным проектам, на время откладывая некоторые из них. Вместо этого мы сосредоточим свои усилия на проектах, которые принесут высокую прибыль в краткосрочной перспективе», — говорит Гайдаш.

Грядут поглощения

«В таких условиях приход иностранных фармацевтических компаний на украинский рынок неизбежен. Поглощение отечественных фармзаводов — хорошее стратегическое решение в борьбе за долю рынка. Инвесторы будут вливать дополнительные средства для развития предприятий», — считает аналитик инвестиционной группы (ИГ) «Сократ» Александр Топачевский. Ярким подтверждением начала нового этапа на фармрынке является предстоящая сделка по продаже одного из крупнейших предприятий отрасли — Борщаговского химико-фармацевтического завода (БХФЗ). Сделка назначена на 29 октября. Акционеры намерены продать 69% акций, выручивза них 144 млн долларов. Имя покупателя и детали трансакции не разглашаются, однако, как стало известно «Эксперту», интерес к активам БХФЗ проявляли несколько инвесторов, в частности, российская компания «Фармстандарт» и украинская корпорация «Артериум», уже владеющая фармацевтическим бизнесом. Правда, некоторые участники рынка предполагают, что сделку по продаже БХФЗ отложат, поскольку инвесторы захотят сбить цену, воспользовавшись кризисом. Между тем финансовые аналитики ИГ «Сократ» не считают переоцененными активы завода, называя адекватной цену за 100% акций в 200–250 млн долларов. Борщаговский химико-фармацевтический завод является объектом стратегического значения для страны. Он входит в десятку лидеров рынка, занимая 2,1% рынка в денежном выражении и 4,3% — в упаковках. «Борщаговский завод — очень привлекательный актив на украинском фармрынке. Предприятие успело провести модернизацию всех пяти производственных площадок, а также построило цех жидких лекарственных средств, полностью соответствующий стандартам GMP (Good Manufacture Practice). Кроме того, завод получил сертификаты надлежащей производственной практики на выпуск более половины лекарственных средств», — отметил Топачевский.

Эксперты считают, что сделка по БХФЗ — первый шаг в цепочке реструктуризации всей отрасли. Для крупных отечественных фармацевтических компаний сейчас самое подходящее время для продажи своих активов. Когда истекут сроки по обязательной GMP-стандартизации (1 января 2009 года), мелкие компании, не имеющие средств на переоснащение производственных мощностей, переполнят рынок предложениями о продаже своих активов, поскольку лишатся лицензии на деятельность.
Украинский фармрынок перейдет на иномарки

Фрэнсис Клауд, директор фармацевтического отделения инвестиционного банка Nomura в Европе:

— Как будет развиваться фармацевтический рынок в Украине в условиях мирового финансового кризиса?

— Можно идентифицировать несколько факторов развития, связанных как с реальной экономикой, так и финансовым состоянием отдельных производителей. Экономическая нестабильность приведет к некоторому снижению потребления лекарственных средств. Негативному влиянию нынешних тенденций на рынках в первую очередь подвергнутся компаниидистрибуторы с высоким уровнем заимствования у банков. Кризис также затронет аптечные сети, которые брали кредиты для агрессивного расширения. Я не думаю, что сильно пострадают производители лекарственных средств, поскольку они в последнее время развивались за счет реинвестиций, то есть за свой счет. Но в то же время могут возникнуть проблемы у отдельных владельцев предприятий. Дело в том, что крупнейшие фармацевтические компании принадлежат частным лицам, которые владеют и другими разрозненными бизнесами (металлургия, ритейл, банки). Проблемы в этих активах могут отразиться и на фармкомпаниях.

— Значит ли это, что последует череда слияний и поглощений?

— В любом случае на украинском фармацевтическом рынке следует ожидать всплеска активности покупок и продаж, хотя бы потому, что раньше не было значительных сделок в этом секторе. Украинские заводы никто не покупал не потому, что они были неинтересны инвесторам, а из-за того, что местные игроки сильно завышали стоимость своих активов. Сейчас во время кризиса их ожидания снизятся до разумных пределов.

— Кто проявляет повышенный интерес к нашим активам?

— Интерес проявляют как стратегические, так и финансовые инвесторы. В ближайшее время стоит ожидать предложений от крупных дженериковых компаний TEVA, STADA, возможен спрос со стороны глобальных корпораций, таких как GSC. Большинство глобальных компаний намерено инвестировать в развивающиеся рынки, в рамках СНГ речь идет о России и Украине.

— Иностранные инвесторы стремятся завладеть производственной базой, а не просто присутствовать на украинскомрынке. Чем он их привлекает?

— Украина привлекает инвесторов своими возможностями роста: это большая страна, с многочисленным населением и вместе с тем с низким уровнем потребления лекарственных средств. В то же время она дружественна с западными инвесторами, чего нельзя сказать о России…

— Тем не менее в Российской Федерации уже есть примеры поглощений — пару лет назад немецкая компания STADA купила «Нижфарм». Украинские производители всегда имели стабильные объемы продаж и занимали высокие позиции в рейтингах, благодаря чему им удалось сохранить свою независимость. В Украине иностранным инвесторам придется работать в незнакомых для них условиях, когда отсутствует обязательное медицинское страхование, а производственная база нуждается в значительных инвестициях. Их это не пугает?

— Конечно, у инвесторов возникают вопросы, но они не касаются уровня развитости рынка. Опасения связаны с уровнем регулирования рынка и его коррумпированностью.

— Каковы сильные стороны украинских производителей?

— Наличие известного сильного бренда, стойкое доверие населения к отечественным маркам. Можно отметить также способность локальных компаний производить относительно дешевые препараты, которые хорошо продаются. Думаю, это всё.

— Значит ли это, что у отечественных компаний нет шансов самостоятельно противостоять натиску глобальных корпораций, поскольку они не смогут быть конкурентными даже на локальном рынке?

— Не думаю, что это обязательно случится со всеми компаниями, но речь идет о большей их части. На фармацевтическом рынке бренд играет очень важную роль, поэтому иностранные инвесторы будут покупать в первую очередь брендовых игроков. Чтобы оставаться независимой, компания должна беспрерывно совершенствовать качество производимых препаратов и выводить на рынок новые лекарства, более совершенные. Она должна либо самостоятельно разрабатывать новые препараты, что требует больших инвестиций, либо привлекать партнеров, у которых эти ресурсы есть.

— Какой путь развития украинского фармацевтического рынка вы считаете оптимальным?

— Украинскому рынку необходима более глубокая консолидация. Сейчас на нем работает много мелких производителей. До сих пор ничто не толкало компании объединяться, поскольку все имели возможности для развития. Им не требовались большие инвестиции для обеспечения высоких объемов продаж. Но сейчас ситуация станет меняться. Так, в начале года фирма «Дарница» вела переговоры о продаже бизнеса, сейчас Борщаговский завод на пути продажи большого пакета акций. Как только крупную компанию продадут западному инвестору, это сместит баланс сил и начнется процесс слияний и поглощений.

— Какие тенденции развития фармацевтического рынка сейчас наблюдаются в Европе?

— Спрос на медикаменты начинает снижаться — уровень потребления уже довольно высокий. В среднем европейцы тратят на лекарства триста-четыреста евро в год. Рост рынка в денежном выражении обеспечивается за счет внедрения новых дорогих препаратов. Количество новых препаратов, выводимых на рынок, достаточно ограничено, поэтому в прошлом году рост европейского рынка замедлился с восьми-десяти до пяти процентов.

— Почему сейчас ограничен выпуск новых оригинальных препаратов?

— Фармацевтические компании развивались путем наименьшего сопротивления, сначала разрабатывая лекарства от легких заболеваний. И все препараты для их лечения уже изобретены. Сейчас компаниям приходится разрабатывать более сложные и более дорогие молекулы, которые требуют намного больше усилий. В то же время ужесточается процесс авторизации этих препаратов. Они должны пройти более долгий путь исследований и утверждений в госорганах, что, в свою очередь, увеличивает затраты производителей. Если в начале 90-х на разработку инновационного препарата компания тратила около 180 млн долларов, то сейчас — более одного миллиарда. И столько же необходимо вложить, чтобы вывести препарат на рынок.


Автор: Светлана Плаксина "Эксперт"
№42 (185) 27 ОКТЯБРЯ

Комментариев нет:

Отправить комментарий