Поиск по этому блогу

понедельник, 20 апреля 2009 г.

Три завода для золушки


В условиях нестабильной экономики всегда происходит перераспределение финансовых потоков. Резкое падение платежеспособности населения приводит к тому, что бизнес «комфорта и роскоши» теряет свои позиции, шансы на выживание и даже на определенный рост имеет сфера, направленная, так сказать, на поддержание жизни в человеке. Именно на поддержание, поскольку о каких-то проявлениях роскоши в такое непростое время речь не идет. То есть, попросту говоря, в условиях кризиса более-менее стабильно функционировать продолжают предприятия по производству продовольственных товаров и, безусловно, фармацевтические комбинаты – кушать и лечиться нужно всегда. Вероятно, по этой причине украинский фармрынок пользуется сегодня бешенной популярностью. Власть имущие глаз не спускают с фармацевтического бизнеса.

Переделом рынка запахло давно, еще в середине прошлого года были начаты реформы фармацевтической отрасли, направленные на сосредоточение контроля над фармацевтами в одних руках. С этой целью были ликвидированы все контролирующие структуры с последующим созданием единого органа - Государственной инспекции по контролю качества лекарственных средств во главе с господином Падалко, не чужим для премьера человеком. «Нежданно-негаданно» пришедший в Украину кризис развязал правительству руки: нехорошие и подлые фармацевты сговорились и резко подняли цены на медикаменты. Вот уж поистине подходящий случай проявить заботу о населении, наказать виновных, а заодно и прибрать к рукам тех, кто не выстоял в этой неравной битве.

Говорить о всех перипетиях, постигших горемычный фармрынок не имеет смысла, об этом уже столько всего сказано, и только ленивый не перемыл все кости аптекарям, дистрибуторам и прочим «врагам народа». Остановимся на другом аспекте, о котором, к сожалению, задумываются единицы – монополизация рынка и сосредоточение всех нитей управления в руках одной политической силы. Хочется процитировать свой же материал: «На сегодняшний день под прямым или косвенным контролем бютовцев находится добрый кусок отечественного фармпроизводства и дистрибуции. Господин Андрей Губский (брат того самого Богдана Губского) стоит во главе крупнейшего украинского дистрибьютора лекарственных средств «Оптима Фарм». Еще один оптовик - «Ганза» - является частью мощнейшей бизнес-структуры, управляемой главным «спонсором» БЮТ, Игорем Коломойским. «Финики» (группа «Финансы и Кредит») братья Жеваго прибрали к рукам сперва «Киевмедпрепарат», прихватив следом и львовский «Галичфарм», объединив их впоследствии в мощную корпорацию «Артериум». Молодой миллиардер и депутат-бютовец Константин Жеваго имеет отношение и к отечественным производителям одноразовых шприцев - компаниям «Гемопласт» (во главе с председателем совета соратником по партии Русланом Зозулей) и «Тюмень-Медико-Смела».

Через призму этой информации заявление Юлии Владимировны о возможном строительстве в Украине двух-трех фармацевтических заводов утрачивают свою социальную составляющую и приобретают несколько иной смысл. Напомним, что на шоу Савика Шустера леди Ю заявила: «Мы ведем сегодня переговоры с тремя странами мира о строительстве двух-трех мощных фармацевтических заводов в Украине, чтобы лекарства были украинскими, чтобы их стоимость не умножали каждый день на доллар, чтобы не видеть ежедневного роста цен на лекарства». Мысль не нова, строительство фармзаводов позволит нивелировать зависимость Украины от внешних поставок медикаментов. Но возникает вполне закономерный вопрос: «Почему об этом заговорили только сегодня?». Сегодня, когда бюджетных денег не хватает на основные программы здравоохранения, а инвесторов можно заманить разве что калачом? Сегодня, когда украинская фармацевтическая отрасль переживает не лучшие времена? Сегодня, когда вкладывать финансы в заведомо рисковые проекты могут разве что «гости из будущего». Ответ прост: сегодня - самое подходящее время для передела рынка. Кто успеет сейчас запрыгнуть на подножку стремительно идущего поезда, тот после преодоления кризисного тоннеля будет если не машинистом, то, как минимум, помощником машиниста локомотива, остальные поедут в общем вагоне или пойдут пешком.

Строительство одного фармзавода обойдется не меньше, чем в $30 млн. Понятное дело, наш дефицитный бюджет и нищая сфера здравоохранения не потянут такие расходы, здравомыслящие инвесторы по прозрачным законным схемам вряд ли захотят выходить на наш рынок. Единственный реальный способ - предложить иностранцам максимально выгодные условия, а взамен попросить что-то для себя. Будучи при власти бютовцы могут многое пообещать потенциальному инвестору в обмен на долевое участие в бизнесе.

Есть, правда, еще одна не совсем чистая схема – Кабмин в серьез озаботился национализацией банков. Через национализированные банки правительство, наверняка, будет кредитовать государственные монополии, а также частный бизнес, близкий к представителям власти. Когда же эти кредиты не будут возвращены, ответственность ляжет на Нацбанк, который поставил в эти банки своих временных администраторов.

По какому бы пути ни шел Кабмин, итог будет один: мы получим «отечественные» лекарства, но по доступной ли цене и надлежащего ли качества? Производить и контролировать медикаменты в результате будет одна политическая сила, которая, кстати говоря, вполне реально может укрепить свои властвующие позиции после президентских выборов. Что в итоге получит простой украинец? Он попросту станет заложником ситуации, в которой вынужден будет лечиться тем, что есть, и за ту цену, которую установят приспешники нынешнего премьера. Что называется – перебирать харчами не придется…

Сашко Вэтров, Хай Вей
17 апреля 2009

Комментариев нет:

Отправить комментарий